Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 марта 2004 г.

Сьюзан Глассер | The Washington Post

Россия: предвыборная кампания, которой нет

Визит президента Путина в сибирскую столицу Красноярск в рамках предвыборной кампании все еще был государственным секретом, когда органы правопорядка провели беседу с Сергеем Жабинским. По всему Красноярску его партия ориентированных на Запад реформаторов расклеила плакаты и листовки с простым призывом: "Пора менять власть!" Почему-то местное руководство не было в восторге от этого.

Неважно, что данный лозунг относился к грядущим выборам на должность мэра, а не к президентским выборам 14 марта. Неважно и то, что ни здесь, ни где бы то ни было в России не наблюдается серьезной агитации против президента. Неважно, что шестеро его соперников, согласно опросам общественного мнения, вместе не набирают и 10 процентов голосов.

"Представьте себе, что Путин это увидит, - сказали Жабинскому, - он ведь может неправильно понять".

К тому моменту, как Путин появился в Красноярске поздним вечером в четверг, плакаты все еще оставались вдоль дороги. И этот предвыборный лозунг, который ошибочно мог бы быть воспринят как направленный против президента, был самым серьезный вызовом предвыборной кампании Путина, с которым он столкнулся в этом сердце Сибири.

Сейчас, когда всего две недели отделяют страну от третьих президентских выборов со времен распада СССР, Путин сумел полностью обезопасить себя от конкуренции. Его позиция безусловного фаворита объясняется не только его личной популярностью в народе, но и тем, что он доминирует на всех уровнях государственной власти, начиная с лебезящих телеканалов и заканчивая мягкотелыми новыми руководителями регионов.

Избавленный от необходимости убеждать в чем-то избирателей, Путин прибыл в Красноярск как будто вне всяких кампаний, видимо для того, чтобы создать впечатление, что он никакой не кандидат и не решает политических вопросов. Как сказала Светлана Шпортенко, представитель Кремля, это была "обычная рабочая поездка" в один из богатейших российских регионов, равный по размерам Франции, но с населением всего в 3 миллиона человек.

Меньше чем за сутки президент встретился с предварительно отсортированными студентами местных университетов, областным руководством и представителями органов образования. Он не стал отвечать на вопросы журналистов, целовать младенцев, раздавать автографы - чернила в его ручке замерзли от сибирского мороза - и призывать голосовать за него.

Всего через несколько дней после отставки Михаила Касьянова и всего кабинета министров, что стало самой большой кадровой перестановкой за все четыре года его президентства, он не услышал ни одного вопроса на эту тему.

Единственный раз он вслух произнес слово "выборы", когда вопрос студентки об "идиотах", которые могут получить контроль над государственными лесными угодьями, он перебил шутливой репликой: "Только не показывайте на меня, у меня еще выборы впереди".

В качестве кандидата Путин тщательно избегает любых привычных способов предвыборной борьбы, будь то рекламные кампании или турне с участием музыкальных звезд, как те, на которых в достопамятном 1996 году плясал его предшественник Борис Ельцин. Путин отказался от участия в дебатах со своими соперниками, четверо из которых заявили о желании выйти из борьбы за неделю до выборов, превратившихся в фарс. Это не мешает ему быть вездесущим на российском небосклоне, поскольку государственные телевизионные каналы показывают бесконечные благожелательные репортажи о каждом его публичном выступлении и о каждой подвижке его рейтинга.

Единственным появлением Путина в рамках предвыборной кампании было его выступление в МГУ, прямая трансляция которого передавалась по государственному телевидению - явное нарушение правил о равных правах на эфирное время в период выборов. Однако Центральная избирательная комиссия одобрила этот показ, сославшись на интерес общественности к выступлению президента.

Вместо предвыборных речей Путин сейчас в основном проводит тщательно спланированные поездки, похожие на поездку в Красноярск. Официальные представители Кремля приняли неожиданное решение пригласить зарубежных журналистов, но Путин не принимал их лично, им только показали кадры встреч со студентами и губернаторами.

Работники предвыборного штаба Путина отвергают просьбы об интервью, а его официальный представитель заявил, что астрономические рейтинги в 80 процентов означает, что им "не требуется проводить кампаний", чтобы победить.

Так что вместо того чтобы произносить предвыборные речи, Путин обсуждал с красноярскими студентами свои студенческие годы, рассказал, как хотел вначале отказаться от должности президента, предложенной ему Ельциным, а потом "вошел во вкус". Он одобрил молодого человека по имени Валера, выразившего желание работать в секретных службы, как это делал бывший агент КГБ Путин.

В маленькой деревне Овсянка Путин посетил могилу писателя Виктора Астафьева, а на улицы были выведены уборочные бригады, чтобы очистить дороги этой живописной деревушки от снега и вылизать дом-музей Астафьева до блеска. Однако на немногих жителей, уже привычных к визитам российских руководителей - здесь бывали Горбачев и Ельцин - имперский стиль Путина не произвел сильного впечатления. Ельцин со своими популистскими замашками ходил по улицам и пожимал всем руки и обсуждал различные проблемы на встречах с народом.

Путин не собирался делать ничего подобного. К тому же, как говорят местные жители, все эти поездки кремлевских лидеров на родину известного писателя не приводят ни к каким улучшениям в их жизни: в домах все еще нет водопровода, и старушки в холодные сибирские зимы носят воду в пластмассовых ведрах.

Как сказала одна такая бабушка, президент еще должен заслужить ее голос. "Он ничего не сделал за эти четыре года", - сказала Галина Улученко, а ее соседка добавила: "Люди не знают, за кого им голосовать". Победит Путин на выборах или нет, эти женщины в любом случае не ждут ничего хорошего.

В то же время, даже критикуя Путина, многие люди собираются отдать голос за него, говоря, что у них нет выбора, так как он, по сути, единственный реальный кандидат.

Одна из женщин дожидалась пятницы, чтобы лично передать Путину свою жалобу в его временной общественной приемной в красноярском Доме учителя. Со дня открытия приемной 2 февраля туда пришли еще 700 человек. Большинство из них приходили не в связи с выборами, а чтобы попросить увеличить им пенсию, дать новую квартиру или еще что-нибудь в этом роде.

Потенциальные политические оппоненты Путина в Красноярске, так же как и в других городах России, совершенно разобщены. Они раздумывают о том, чтобы полностью бойкотировать эти выборы, смирившись с неизбежностью победы Путина. Существующая система, с их точки зрения, настолько пропитана ложью, что они не хотят играть по ее правилам.

Лидер красноярских коммунистов, депутат Владислав Юрчик считает, что при нынешней власти свободных выборов в России нет. "До демократии нам так же далеко, как до Луны!" - говорит он. В то же время Юрчик уверен в необходимости сильной руки и одобряет общий курс политики Путина. Он сказал, что коммунисты не проводят на местах кампаний за своего малоизвестного кандидата Николая Харитонова, потому что у них нет на это денег. Юрчик сказал, что он не желает принимать участие в этом фарсе.

Прозападное либеральное крыло, возглавляемое Жабинским, находится в таком же замешательстве. Жабинский является региональным представителем партий "Яблоко" и СПС. Обе эти партии проиграли парламентские выборы в декабре, не набрав необходимых 5 процентов голосов. Теперь "Яблоко" бойкотирует президентские выборы, а СПС отказывается поддерживать участвующую в выборах Ирину Хакамаду - одного из их собственных партийных лидеров.

Группа Жабинского, тем не менее, поддерживает Хакамаду, но у них нет достаточных средств на рекламу, плакаты или другие предвыборные материалы. Жабинский надеется, что она доведет до конца свою угрозу и выйдет из борьбы перед началом голосования, тогда он сможет проголосовать против всех, выразив таким образом свое отношение к выборам.

Политическая жизнь в Красноярске не всегда было столь инертна. В правление Александра Лебедя, бывшего губернатора, этот регион часто вступал в противоречия с Москвой и становился полем битвы за политическое влияние между враждующими группировками. Появлялись местные телеканалы и печатные издания, отличающиеся живостью подачи информации. И пусть даже теперь все они принадлежат крупному бизнесу, они сохранили ту степень независимости, которой уже нет у московских СМИ.

Два года назад, после гибели Лебедя, в Красноярском крае состоялись самые напряженные губернаторские выборы за всю 13-летнюю историю демократического эксперимента. Победу при поддержке Путина одержал Александр Хлопонин. Его победе содействовал также "Норильский никель", а его соперника поддерживала другая крупная компания - "Русский алюминий".

А вот нынешняя президентская предвыборная кампания, по словам местного независимого журналиста Александра Чернявского, настолько неинтересна, что даже не чувствуется, что она идет.

"Может возникнуть серьезная проблема с явкой избирателей, в случае такого развития событий победа Путина на выборах может быть признанна незаконной", - сказал он.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru