Иракцы еще не знают, настал ли для них, как сказал Джордж Буш, "час выбора" между "хаосом и единством". Они не знают, может ли насилие, вспыхнувшее после взрыва возле шиитской "Золотой мечети" в Самарре, ввергнуть страну в пламя гражданской войны. Эта гражданская война в тлеющей форме идет уже около двух лет, и только неукротимое желание населения выйти из 25-летнего цикла войн и его яростный национализм не позволяют ей охватить Ирак. Они также не знают, станет ли эта гражданская война, как опасается глава американского разведывательного ведомства Джон Негропонте, сигналом к общей дестабилизации Среднего Востока, при которой суннитские и шиитские страны встанут на сторону своих общин.
Вопрос (пока) так не стоит. Но с каждым днем Ирак все глубже погружается в пучину политического, военного, религиозного и межобщинного насилия. Причины этого известны: это оккупация, которой хотели США, и международный джихадизм, ведомый "Аль-Каидой" и ее лидером в Ираке Абу Мусабом аз-Заркави.
Хотя эти причины насилия нельзя ставить на одну доску - уж слишком разную природу они имеют, - очевидно, что они подпитывают друг друга. С одной стороны, США избрали логику долговременной оккупации, хотя большинство населения было готово с радостью согласиться с крушением режима Саддама Хусейна в обмен на незамедлительно предоставленный суверенитет и более дружественное к их стране отношение. С другой стороны, иракское партизанское движение было взято под контроль джихадистами самого экстремистского толка, что заставляет этих боевиков убивать в сто раз больше иракцев, чем американцев: для "национально-освободительной" борьбы это уже слишком!
Иракцы попали в ловушку. Они не видят выхода из этой битвы, которую США ведут против джихадизма на их земле. Между тем "Аль-Каида" за три года, прошедшие после американского вторжения, добилась больших успехов, чем Вашингтон: уход ООН, гуманитарных миссий и бизнесменов; установление контроля над суннитскими повстанцами; вероятная вспышка гражданской войны. Для американской же стороны, несмотря на такие успехи, как недавно проведенные выборы, последней настоящей победой было падение Саддама Хусейна 9 апреля 2003 года.
США должны порвать с логикой оккупации и вернуть Ирак иракцам. Но худшим сценарием после жестокой оккупации был бы полный вывод войск. Ни в коем случае нельзя оставлять Ирак на откуп "Аль-Каиде" и ее союзникам. Вашингтон должен найти баланс между прекращением оккупации и сопровождением страны к лучшему будущему. Нужно прекратить оккупацию, не вызвав у джихадистов ощущения, что они выиграли войну. И тогда Ирак перестанет быть эпицентром битвы, которой не желает никто или почти никто из иракцев.