Они приходят толпами. Почти каждую неделю появляются новые желающие. В берлинском госпитале "Шарите" впервые будут лечить педофилов - еще до того, как они кого-то изнасиловали. Петер Майр рассмотрел этот проект
"Зло" появляется на третьем этаже незаметного дома в центре Берлина. Они кажутся скорее не злыми, а несчастными. "Мужчины, которые к нам приходят, действительно страдают", - говорит сексопатолог Давид Гекер, сотрудник Института сексопатологии. В берлинской клинике "Шарите" (Charité, "Милосердие" - франц.) с этого месяца начинается первый в мире проект по превентивному лечению педофилов - до того, как они изнасиловали ребенка. "Им не назначена терапия, они не сидят в тюрьме и на них не заведено уголовное дело. Они приходят, потому что они сами этого хотят", - говорит Гекер в интервью с корреспондентом Standard.
Мужчины из всех слоев общества
И они приходят толпами. Не проходит и недели без новых претендентов, всего их было 335, они пришли, несмотря на страх быть "разоблаченными", было проведено примерно 130 первичных бесед. Сейчас стартует проект с первыми 36 педофилами. "Пациентов" - мужчин всех возрастов из разных слоев общества, в том числе отцов семейств, - нашли при помощи рекламной кампании. "Вы любите детей больше, чем вам хотелось бы?" - гласил безобидный текст на плакатах.
Звонки из Австрии
Кампания наделала шуму, из Австрии тоже начали поступать звонки. Однако желающих из соседней страны не могли включить в программу. "Каждую неделю ездить на сеанс терапии в Берлин никто не сможет", - говорит Гекер. Однако потребность в таких проектах есть и там, считает врач. "Недостаток программ, предлагающих лечение, действительно является большой проблемой".
Число педофилов колеблется от 0,2 до 1% населения
Если бы люди не боялись разоблачения, говорит Гекер, то, возможно, пришло бы около тысячи человек. "По научным данным, число педофилов среди населения составляет от 0,2 до 1%", - говорит Гекер. Другими словами: тот, кто знаком со ста мужчинами, по статистике видел педофила среди своих знакомых.
Педофилию нельзя вылечить, ее можно только контролировать
Почему у этих людей сексуальный интерес сосредоточен на детях, для науки остается загадкой. И еще. "Педофилию нельзя вылечить, - говорит сексопатолог, - я не могу никого переориентировать". Целью является улучшение контроля над сексуальными импульсами. Лечение проводится раз в неделю, в течение года. Для Гекера и его сотрудников мужчины являются "пациентами", которым нужно помочь. Они ведь не сами выбирали свои сексуальные наклонности. Но, тем не менее, говорит врач, "они несут ответственность за свои действия. Об этом постоянно нужно напоминать". В программу, помимо информации о медикаментах, уменьшающих сексуальное влечение, входит тренинг, на котором учат распознавать опасные ситуации и избегать их, а также так называемая эмпатия (способность сопереживать. - Прим. ред.) к жертве. "Они должны понять, какие страдания они могут причинить детям", - говорит врач.
Беседы помогают
Возможность поговорить о своем влечении к детям уже была бы значительным облегчением для педофила, считают в "Шарите". Ведь обычно в эту проблему не посвящают ни друга, ни жену, хотя оба в наличии. Поэтому специалисты убеждают пациентов найти кого-нибудь, кому бы они могли довериться. При этом они признают, что "пациенты столкнутся с сильным неприятием".
Представители жертв критикуют инвестиции
Даже через сотрудников института с "пациентами" общаться трудно. Прийти в институт можно, однако разговаривать с пациентами не разрешается. Письменные вопросы, на которые отвечают мужчины, институт все равно не выдает. Сотрудники опасаются атаки СМИ. Она уже была - хоть и короткая. Представители жертв осудили выделение денежных средств на потенциальных преступников. Однако в "Шарите" борьбу с появлением новых преступников рассматривают в качестве лучшей защиты жертв.
Одной цели исследователи уже добились: тот, кто принимает участие в программе, должен дать гарантии, что во время терапии он не совершит сексуального нападения.