Правительство Перу начинает крестовый поход против непунктуальности, в рамках которого предусмотрена синхронизация всех часов с целью преодолеть порок, поразивший не только эту страну, но и большую часть Латинской Америки.
Начало кампании, получившей название "Перу, точное время" ("Perú, la hora sin demora"), было положено в полдень на главной площади перуанской столицы сигналом наручных часов президента страны Алана Гарсии.
"Мы хотим покончить с укоренившейся традицией. Тот, кто опаздывает, считает, что он хозяин времени. Мы хотим, чтобы люди поняли, что время - невосполнимый ресурс", - заявил нашему корреспонденту генеральный секретарь Союза партий и предпринимателей и руководитель кампании, психоаналитик Макс Эрнандес.
На церемонии фигурировал гроб с надписью "Смерть кабанскому времени" (muerte a la hora Cabana), намекающей на место рождения бывшего президента Алехандро Толедо (2001-2006), неисправимо опаздывавшего повсюду.
Кроме того, там присутствовала кукла в человеческий рост по имени "Horacio", сочетающем слова "hora" (час) и "horario" (расписание).
Непунктуальность - укоренившийся в Перу обычай, как в официальных, так и в неофициальных кругах. Вследствие этого все события назначаются на более раннее время, чтобы гарантировать их своевременное начало.
Бывший президент Толедо имел обыкновение опаздывать на встречи на высшем уровне, опоздал он и на церемонию передачи полномочий своему преемнику Алану Гарсии в июле прошлого года.
Запомнилось и еще одно опоздание, когда лидер националистов Оянта Умала пришел на 20 минут позже на теледебаты во время президентской кампании, потому что хотел сначала доесть свой бутерброд с индейкой.
Аналитик Мирко Лауэр заявил, что непунктуальность - "не порок, а форма видения мира", и напомнил слова мексиканского писателя Карлоса Монсивайса, разгневавшегося, когда кто-то упрекнул его в опоздании: "Вы думаете, что точность - вежливость королей. Здесь, в Мексике, это ненужная добродетель".
Дело в том, что это общий порок Латинской Америки. Бывший президент Эквадора Лусио Гутьеррес (2003-2005) уже предпринимал аналогичный крестовый поход, потому что непунктуальность приносила его стране убытки на сумму 2,3 млрд долларов.
Президент Боливии Эво Моралес хочет искоренить этот обычай собственным примером, начиная свой рабочий день ровно в пять утра и заканчивая работу в полночь.
Латиноамериканцы в большинстве своем признают, что этот общий порок является частью национальной идентичности, которому в каждой стране присваивают собственное название, например, "доминиканское время" или "колумбийское время".
От Мексики до Аргентины, включая страны Карибского бассейна и Центральной Америки, ни одно официальное мероприятие не начинается раньше, чем на час, а в некоторых случаях даже на два часа позже назначенного времени. У колумбийцев есть даже пословица: "После людей чаще всего в этой стране пропадает время".
В Чили, наверное, самой серьезной стране в отношении официальных событий, известное выражение "скоро" может означать "через пять минут", "пять часов" или "пять дней". Здесь также принято договариваться с друзьями на "около пяти", не уточняя времени встречи.
В Аргентине, где считается невежливым приходить слишком рано на встречу, ни поезда, ни самолеты не отправляются вовремя.
"Хотя мы постоянно повторяем поговорку "время - золото", мы никогда не задумываемся об этом сами, не уважаем время других, что отражается на ходе и результатах нашей деятельности, - говорит консультант мексиканского Института конкурентоспособности Мануэль Молано и заключает: - Непунктуальность - это проблема культуры, традиция, корни которой - в эпохе испанской колонизации всех латиноамериканских стран. Мы не научились максимально эффективно использовать время и задумываться об издержках".