Кризис в экономике имеет место, но по российскому среднему классу он пока ударил не особенно сильно. "Во всяком случае, не настолько, чтобы возникло недовольство курсом Кремля", - пишет постоянный автор Der Spiegel Беньямин Биддер по материалам совместного исследования российской Академии наук и немецкого Фонда Фридриха Эберта. Ядром среднего класса авторы доклада называют людей, чей среднемесячный доход в 2015 году составил 22,6 тыс. рублей. Они сравнивали состояние общества накануне аннексии Крыма, в феврале 2014 года и в октябре 2015-го.
"Рост цен затронул средний класс столь же ощутимо, как и другие слои населения. Однако на сокращение заработной платы средний класс жалуется реже, чем общество в целом... Он него пострадали скорее работники заводов и промышленных комбинатов", - пишет Биддер. С его точки зрения, удивительно, что в сравнении с жителями моногородов "средний класс оценивает свое положение куда более позитивно. 48% представителей ядра среднего класса заявили, что их положение даже улучшилось (среди остального населения таких 25%). Российский средний класс исходит из того, что кризис - это "временные трудности", сказала соавтор исследования Наталья Тихонова".
"Даже среди представителей этого класса, настроенного скорее прогрессивно, снижается число тех, кто хотел бы развития России по западному образцу", - продолжает Биддер. Он сообщает, что за отчетный период таких респондентов стало меньше на 5 процентных пунктов: в октябре 2015 года - "всего 27%", передает журналист. Подавляющее большинство составляют сторонники "особого пути". Таким образом, средний класс в России "впервые за много лет настроен почти столь же консервативно, как и остальное общество".
Этот феномен еще в прошлом году был описан московским ученым Михаилом Дмитриевым, отмечает автор. "Оборонительный патриотизм" среднего класса, как выразился Дмитриев, связан с украинским кризисом и конфронтацией между Россией и Западом: именно в этом контексте "средний класс тоже сплотился вокруг Кремля", считает он.