Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 мая 2006 г.

Миа Рабен | Der Spiegel

Страх перед активными протестами

После сомнительных выборов в Белоруссии около тысячи сторонников оппозиции отправились за решетку. Лидер оппозиции Милинкевич, арестованный несколько дней назад, готов бороться дальше и свергнуть единовластного правителя Лукашенко

Инна Кулей тайком пронесла в воскресенье в тюрьму чистящее средство и резиновые перчатки. Это значилось в списке, который ее муж, Александр Милинкевич, тайно передал одному из тюремных надзирателей. Нетрудно представить себе суровые условия пребывания в белорусской тюрьме. Уже несколько дней лидер белорусской оппозиции проверяет это на собственном опыте - однако его сторонники уверенно продолжают начатую работу.

Официальной причиной ареста Александра Милинкевича явилось "проведение несанкционированного митинга". Он принимал участие в проходившем на прошлой неделе в Минске митинге протеста, приуроченном к 20-летней годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, и был приговорен к 15 суткам тюремного заключения. Лидер белорусской оппозиции уже давно был готов к аресту.

Рассудительный профессор физики из Гродно, которому осенью удалось объединить вокруг себя вечно разрозненную белорусскую оппозицию, на президентских выборах 19 марта выступал оппонентом белорусского президента Александра Лукашенко. Как и ожидалось, вследствие масштабных подтасовок результатов голосования победа досталась Лукашенко, который вот уже 12 лет с помощью преступных методов руководит страной. Акции протеста, последовавшие за оглашением результатов выборов, были подавлены милицией самым жестоким образом. За неделю до выборов и через неделю после них в стране было арестовано около 1200 активистов, многие из которых подверглись физическому насилию.

Теперь оппозиции придется, по крайней мере, в течение двух недель обходиться без Милинкевича. Его пресс-секретарь, бывший журналист Павел Мажейка, уверен: "Успех оппозиции зависит не от одного человека. Мы знаем, что 30% избирателей нас поддерживают. Это не большинство, однако мы продолжаем бороться, чтобы изменить ситуацию".

Ощущается нехватка демократически настроенной элиты

В качестве важнейших краткосрочных целей Мажейка называет следующее: организация дальнейших акций протеста и привлечение внимания зарубежной общественности. После президентских выборов на центральной площади Минска собрались несколько сотен протестующих, которые даже разбили палаточный лагерь. Эта инициатива исходила от лидеров агрессивно настроенного молодежного движения ЗУБР и "Молодого фронта". При поддержке американских организаций, таких, как Национальный демократический институт, такого рода движения - похожие на те, что действовали в период "оранжевой революции" на Украине - призваны освободить людей от страха перед активными протестами.

Однако оппозиция еще не выработала какой-либо единой долгосрочной стратегии. "Мы планируем выработать стратегию", - говорит Мажейка. Сотрудник одной неправительственной организации в Минске настроен по этому поводу скептически: "Оппозиция в Минске действует непрофессионально. Листовками, в которых идет речь о свободе и демократии, она, возможно, и завоюет сторонников. Однако большинству жителей Белоруссии нужна такая профессиональная кампания, которая нацелена непосредственно на не определившийся в своих политических симпатиях электорат".

Возможность объединения трудящихся против Лукашенко может быть найдена в трудовом праве. С первого января нынешнего года в силу вступил новый закон о внедрении системы договорных отношений. Согласно этому закону, трудовой договор ограничен сроком действия в один год. Никто теперь не застрахован от бессрочного увольнения. Это хотел донести до своих сограждан Милинкевич на митинге 1 мая. Тот факт, что его арестовали до проведения митинга, свидетельствует о том, что власти занервничали.

Как долго народ еще будет верен Лукашенко, не может точно сказать никто. 40% населения живут в деревне. Для них выступающий с экрана телевизоров по двум государственным телеканалам Лукашенко стал добрым защитником. Альтернативных источников информации нет. И мало кому нужно что-то другое. Здесь никто не голодает, а водка способна затуманить любые критические настроения.

Пресса находится под давлением

В городах все уже давно выглядит по-другому. Здесь назревает нечто, что независимый журналист Марина Рахлей осторожно назвала "духовным прорывом". Все больше молодых людей в Минске носят значки, раскрашенные в цвета запрещенного белорусского флага (бело-красно-белый), с надписью: "Свободная Белоруссия". Родители арестованных студентов организовали под руководством Инны Кулей, жены арестованного оппозиционного лидера, комитет. Они призывают к мирным акциям протеста. Вместе с тем растут и национальные стремления отдельных групп. И все же единым для всех критически настроенных граждан является принцип, который активист Змицер Михайлюк из Гродно сформулировал так: "Это все равно что играть в шахматы против боксера".

Особенно тяжело приходится независимым журналистам. С октября 2005 года была ликвидирована 31 негосударственная газета. А для верной властям прессы финансирование в рамках бюджета было удвоено. В настоящее время официально функционируют лишь 15 газет, позволяющих себе критику. "Каждый выпуск для нас как последний", - говорит Петр Василевский из запрещенной газеты "Народная воля". Его жене пригрозили, что она может потерять работу в больнице, если ее муж будет и дальше продолжать писать в подобном духе.

Одновременно с этим абсолютно неполитические организации безосновательно политизируются властями. Даже в объявлении о том, что филателист ищет друзей по интересам, службы безопасности усматривают двойной смысл. Деятельность союза польского меньшинства в области культуры привела к затяжному политическому кризису между Минском и Варшавой.

Между тем есть спрос на образ тупоумного хомо советикус. Этот образ довольно распространен. Недавно в одной минской больнице пациенты смотрели телевизор, и на экране появился Лукашенко. Проходя мимо, один молодой человек сделал в сторону телевизора некий уничижительный жест. Пожилая женщина крикнула ему вслед: "Белены, видать, объелся!" Именно об этом, наверное, и говорил российский юморист Жванецкий. По возвращении из Минска его спросили, понравилось ли ему там. Он ответил: "Улицы чистые. А в остальном вы сами виноваты".

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru