В течение ближайших дней президент Буш примет решение о том, насколько существенно ему следует сократить американский ядерный арсенал ? это подразумевают новые договоренности между США и Россией по противоракетной обороне и стратегическим ядерным вооружениям.
Это сокращение является экономическим стимулом для Москвы, а также подталкивает россиян к тому, чтобы согласиться на программу администрации Буша по испытаниям и развертыванию системы национальной противоракетной обороны, запрещенной Договором по ПРО 1972 года.
По словам высокопоставленных представителей администрации, главное рассматриваемое предложение - сократить американские ядерные силы с нынешних 6000 до 1800-2250 боеголовок.
Окончательное решение президента станет частью широкой программы стратегических и экономических стимулов, которые Буш надеется предложить Владимиру Путину в текущем месяце, когда президент России приедет в США.
Сегодня Белый дом подтвердил, что советник Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс звонила в Конгресс США в надежде ускорить голосование по отмене основных экономических санкций, наложенных на Россию во время Холодной войны.
Поправка Джейсона-Вэника 1974 года была принята для того, чтобы заставить бывшие государства коммунистического лагеря разрешить свободную эмиграцию, в первую очередь, для пытавшихся выехать из страны русских евреев. К России этот закон не применяется уже много лет.
Но Буш хочет уже в ноябре заявить о том, что Россия и многие бывшие советские республики будут избавлены от всего процесса ежегодного пересмотра и получат нормальный торговый статус. После этого США будет проще поддержать вступление России в ВТО. В прошлом году Конгресс снял действие этой поправки с Китая.
Американские официальные лица говорят, что это свидетельствует о новых отношениях с Москвой. Судя по всему, Буш стремится укреплять эти связи и меняет свою позицию.
Он нуждается в том, чтобы Россия поддерживала борьбу с терроризмом и удары по Афганистану. Поэтому мало кто в администрации говорит о выходе из Договора по ПРО в ближайшее время, несмотря на постоянные заявления Буша о том, что договор устарел и опасен.
Остальные позиции изменились: администрация Буша проявляет большую сдержанность в вопросе об использовании силы в Чечне, хотя ранее Америка выражала озабоченность и говорила, что мирные жители региона страдают от беспорядочных российских атак.
Ранее Буш, как кандидат и как президент, неоднократно говорил о том, что выступает за резкое сокращение ядерного арсенала страны, но никогда не уточнял, сколько именно оружия он собирается уничтожить. Сегодня на брифинге Райс ничего не сказала о сокращениях, лишь повторив прежние заявления администрации о том, что она не будет вести переговоры о новом договоре, касающемся контроля над вооружениями.
<Мы считаем, что старые договора по контролю над вооружениями, в соответствии с которыми приходилось уравнивать количество боеголовок и систем, игнорируя географию, игнорируя историю, игнорируя угрозы вокруг - это старый метод мышления>, - заявила Райс.
Другие представители администрации сказали, что Буш сделает одностороннее заявление о том, насколько будет сокращен американский арсенал, и что администрация ожидает того же самого от Путина. <Возможно, это не будет задокументировано, - заметил один представитель администрации. ? Это и не нужно>.
Это уже само по себе является серьезным изменением. Избежав переговоров об общих для обеих сторон ограничениях, администрация Буша разрушит традицию контроля над вооружениями времен Холодной войны, когда первостепенным соображением сверхдержав был паритет. Мало того, если удастся договориться, не подписывая договора, Сенату США не придется ничего обсуждать и утверждать.
Но сначала Буш должен уладить разногласия с Пентагоном по вопросу о том, насколько значительным должны быть сокращения.
Второй договор о сокращении стратегических ядерных вооружений, СНВ-2 - он никогда так и не возымел силу закона - призывал к сокращению вооружений до 3000-3500 боеголовок. Заключив Договор СНВ-3, президенты Билл Клинтон и Борис Ельцин договорились сократить количество боеголовок до 2000-2500.
Администрация Буша может пойти дальше. Основной рассматриваемый вариант для США - сократить количество боеголовок до 1800-2500.
Некоторые сотрудники администрации хотят опустить нижнюю границу, сделать более глубокие сокращения. В результате политика администрации Буша в области сокращения вооружения будет сильно отличаться от политики Клинтона.
Однако Стратегическое командование США, в ведомстве которого находится ядерный арсенал, не хочет идти на глубокие сокращения, утверждая, что стране необходимо сохранять количество боеголовок у верхней границы предлагаемого диапазона.
Россияне сталкиваются с серьезными бюджетными проблемами, поэтому их арсенал, скорее всего, будет меньше, чем у США. В частности, российские власти говорят, что им хотелось бы сократить количество боеголовок до 1500. Если же они сохранят большее количество оружия, администрация Буша может пересмотреть свой подход.
Сокращение оружия может происходить в течение десяти лет. Договор СНВ-1 предполагает проведение инспекций.
Некоторые из бывших представителей администрации Клинтона сказали, что сокращения, возможность которых рассматривает администрация Буша, менее существенны, чем те, о которых говорится в публичных заявлениях. Администрация Буша вырабатывает новый метод подсчета количества оружия, не учитывающий стратегические подводные лодки и бомбардировщики, находящиеся на капитальном ремонте, что является нарушением прежних договоров по контролю над вооружениями.
В результате официальное количество ядерного оружия сократится примерно на 250 боеголовок, притом, что ни одна из них не будет уничтожена.
<Возможно, чтобы сократить арсенал, команде Буша не придется преодолевать такое институциональное сопротивление, с каким столкнулась администрация Клинтона, - сказал Брюс Блэр, президент Центра оборонной информации. - Эти цифры подразумевают необходимость готовиться к возможности масштабной войны с Россией, а это - маловероятный сценарий>.
Однако администрация Буша утверждает, что планируемые сокращения являются результатом пересмотра и выработки новой точки зрения на ядерные силы. Блэр поддержал решение не учитывать при подсчете ремонтируемые субмарины и бомбардировщики. По его словам, власти решили, что неразумно подсчитывать <фантомное оружие>.
Очередным шагом по более полной интеграции России с Западом стали прозвучавшие на этой неделе призывы Райс к Конгрессу США вычеркнуть Россию из списка стран, на которые распространяется поправка Джексона-Вэника.
<Нам все равно придется это сделать, чтобы Россия могла вступить в ВТО, - говорит один представитель администрации. - Путин хочет, чтобы Россию вычеркнули из списка. Сделав это, мы можем заявить о победе, сказать: <все получилось> и двигаться дальше>.
Сделать Россию членом ВТО будет гораздо сложнее, для этого необходимо вести широкие переговоры об открытии российских рынков. Пока неясно, готов ли Путин платить такую политическую цену - особенно в том случае, если вступление в ВТО заставит российскую промышленность столкнуться с глобальной конкуренцией.
Третий элемент программы администрации - соглашение с Путиным о новой позиции в отношении оборонительных систем. Вместо отказа от Договора по ПРО, за что выступают многие консерваторы, администрация Буша, судя по всему, собирается предложить поэтапный подход.
Видимо, в ходе первого этапа Россия разрешит США продолжать испытания - но не размещение - противоракетной системы. Но сделано это будет с помощью внесения поправок в Договор по ПРО, без ликвидации всего пакта.
Тогда Пентагон сможет продолжить реализацию своей программы противоракетной обороны, частично удовлетворив россиян, которые утверждают, что Договор по ПРО - основа контроля над вооружениями.