"Можно бить, господин президент?" - "Можно!" Джордж Буш добился от конгресса почти полного возвращения ему особых полномочий, которые он получил после терактов 11 сентября 2001 года и которых Верховный суд в июне этого года его лишил. Пленных, захваченных в ходе "войны с терроризмом", позволено до бесконечности держать в заключении, допрашивать с пристрастием и отправлять (изредка) в суды чрезвычайной юрисдикции.
Чтобы доказать необходимость пользоваться этими правами, Белый дом доставил в Гуантанамо 14 крупных деятелей "Аль-Каиды", заявив, что пришло время их судить. Почему именно сейчас? ЦРУ месяцами, а то и годами держало и пытало этих людей на "черных объектах". Истинные причины такой срочности - политические. Перед ноябрьскими выборами республиканской администрации нужны пугала. Ей нужно, чтобы все вновь ощутили ужас 2001 года.
Тем не менее США не грозит новая атака, подобная терактам 11 сентября. Или, точнее, любая новая бойня по масштабам будет лишь бледным подобием (возможно, полезным) той, которая происходит в Ираке, что Джордж Буш всеми силами пытается скрыть.
В своей новой книге-расследовании, выходящей в понедельник, журналист Боб Вудвард, в свое время отличавшийся известной угодливостью, рассказывает о том, что говорят военные, когда не стоят перед микрофоном. Нападения в Ираке случаются все чаще. Сегодня одна атака совершается каждые 15 минут, а в 2007 году будет еще хуже. 60% опрошенных иракцев одобряют нападения на оккупационные войска.
Несмотря на отвлекающие маневры, предпринимаемые администрацией Буша, скрыть эту жестокую реальность невозможно. Но в шуме американских внутриполитических баталий она пока не в состоянии произвести должного эффекта.
В конечном итоге за иракскую ошибку придется дорого заплатить. Но сначала американские руководители должны прекратить абсурдные дебаты о методах ведения войны: мол, если дела идут плохо, значит, было послано мало войск... Они должны осознать, что вторжение в мусульманскую страну было именно тем, чего добивались злейшие враги Америки. За этим осознанием может прийти очищение, как это было после Вьетнама. И, возможно, тогда чрезвычайные законы, которые подпишет Буш, будут отменены.