Резкий рост числа пиратских нападений в Аденском заливе может привести к гуманитарной и экологической катастрофе в районе Африканского Рога, а также нарушить мировое транспортное сообщение через Суэцкий канал, предупреждают эксперты.
В докладе, опубликованном исследовательским институтом по вопросам внешней политики Chatham House, звучит призыв усилить присутствие международных военно-морских сил в регионе для борьбы с пиратами, в основном сомалийскими, расширив в этих силах европейский компонент.
Кроме того, в докладе предлагается создать береговую охрану, которая действовала бы от имени Сомали. Поскольку стабильного правительства в Могадишо нет, этим могли бы заняться ООН или Африканский Союз.
Доклад Chatham House опубликован в разгар напряженного морского противостояния американских военных кораблей с пиратами, захватившими украинское судно с грузом танков и оружия.
Вчера министр иностранных дел Сомали заявил, что владельцы судна "Фаина" ведут переговоры с пиратами, которые требуют в обмен на освобождение судна и команды из 21 человека выкуп в размере 20 млн долларов (10 млн фунтов). Министерство добавляет, что иностранным военным разрешено при необходимости применить силу.
Один из пиратов заявил по телефону информационному агентству Agence France Presse, что они "готовы к любым неожиданностям". Он также опроверг информацию о том, что трое пиратов были убиты в ходе столкновений на борту.
Министерство обороны США, которое намерено не допустить разгрузки оружия и использования его повстанцами-исламистами в Сомали, вчера заявило, что не спешит действовать.
По данным Международного морского бюро, ежегодно через Аденский залив проходят 16 тыс. судов. В нынешнем году у побережья Сомали уже зафиксировано более 60 пиратских нападений - это более чем в два раза превосходит прошлогодние цифры. Поттенгал Мукундан, директор бюро, сообщил, что с целью выкупа были захвачены 12 судов и 259 моряков. Насколько известно, судоходные компании за этот год выплатили выкупов на сумму 30 млн долларов. "У них нет выбора. Им не к кому обратиться, чтобы с пиратами разобрались", - объясняет Мукундан.
Как указывает в своем докладе Chatham House, плата за страховку для судов, проходящих через Аденский залив, выросла в десять раз. Опасность и расходы, указывают эксперты, могут "привести к тому, что судам придется избегать Аденского залива/Суэцкого канала и ходить, огибая мыс Доброй Надежды".
"Это приведет к значительному увеличению цен на промышленные товары и нефть из Азии и с Ближнего Востока", - говорится в докладе. Специалисты также предупреждают, что, если в ходе пиратского нападения серьезно пострадает танкер с нефтью, это способно спровоцировать "крупную экологическую катастрофу".
Пока что пираты в основном требуют выкуп за захваченные суда, однако, как предупреждают эксперты в докладе, если с ними будут сотрудничать международные террористические сети, их цели могут измениться. В таком случае пираты могут начать причинять максимальный вред, например, затопив крупное судно на входе в Суэцкий канал.
Кроме того, существует непосредственная гуманитарная угроза. В настоящий момент корабли, доставляющие в Сомали около 185 тыс. тонн продовольственной помощи, охраняет канадский флот, но в текущем месяце его мандат истекает, и пока неясно, кто придет на смену канадцам. Если поставки Мировой продовольственной программы прекратятся, то голодать будут миллионы людей.