Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 октября 2008 г.

mac | Neue Zürcher Zeitung

Первый пакет мер по борьбе с коррупцией направлен в российский парламент

Президент России Дмитрий Медведев объявил войну с коррупцией одной из своих приоритетных задач. Образованный весной Совет по противодействию коррупции направил на этой неделе в парламент первые законодательные поправки. Эффективность мер вызывает споры

Коррупция в России приняла обороты, которые усложняют жизнь не только простых граждан. Она препятствует развитию экономики и обходится государству в миллиарды. Дмитрий Медведев еще до своей победы на президентских выборах в марте этого года объявил борьбу против этой напасти одной из своих основных задач. Тем самым он указал также и на то, какие ничтожные плоды принесли прежде всего вербальные усилия во время президентства Владимира Путина. В недавно опубликованном Transparency International Индексе восприятия коррупции Россия в настоящее время занимает 147-е место (из 180 входящих в него государств). При помощи антикоррупционного закона и целого ряда других пакетов законов постулат Медведева принимает первые видимые очертания. В четверг пакет мер по борьбе с коррупцией будет внесен на обсуждение в парламент.

Борьба с симптомами на первом плане

На заседании возглавляемого президентом Совета по противодействию коррупции, которое проводил глава его администрации Сергей Нарышкин, Медведев назвал коррупцию тяжелой болезнью, охватившей все части российского общества. Одной из стратегических задач в этой связи является сокращение ее уровня. Рамки были обозначены уже летом - когда был принят антикоррупционный план. Он выходит далеко за рамки принятых нормативных поправок, вовлекая в решение проблемы общественный и политический контекст. Там среди прочего речь идет и о децентрализации административных структур, об усилении независимости СМИ и контроля со стороны парламента и структур гражданского общества.

Стоящая нервов и времени склонность российских ведомств передавать каждый шаг подразделениям со своими собственными окошками для обращений, что нередко приводит к большим или маленьким "любезностям", должна быть заменена принципом "одного окна". Признающийся в своей любви к интернету Медведев хочет популяризировать электронное правительство, где запросы к властям могли бы оформляться в электронном виде.

Но пока законы, похоже, не столько пресекают коррупцию на корню, сколько концентрируются на ее последствиях. В то время как закон о противодействии коррупции, по словам Нарышкина, формулирует принципы государственной политики в этой области, в трех других документах речь идет о поправках к уже существующим законам. В центре при этом находится ужесточение контроля над доходами и имуществом государственных служащих всех рангов.

Контроль будет затрагивать и членов их семей. Это делается для того, чтобы остановить расхожую практику оформления состояний и ценных вещей на супругов или детей. Конфискация незаконно приобретенного имущества кажется многим политикам особенно действенным средством для прекращения незаконного обогащения. Расширенные полномочия следственных органов в отношении обозначенных как "особенные субъекты" государственных служащих могут, правда, стать источником новых форм давления и коррупции.

Необходимы политические изменения

Простые россияне сталкиваются с коррупцией практически ежедневно - в больницах, в общении с хищными представителями транспортной инспекции, в системе образования и в судебных инстанциях. Но самые чудовищные масштабы она принимает на средних и высоких уровнях власти. Если бы всех коррумпированных чиновников и политиков можно было бы призвать к ответу, то вскоре три четверти депутатов Госдумы и практически все губернаторы сидели бы в тюрьмах, саркастически отметил на представлении антикоррупционного плана парламентарий Александр Гуров, политический ветеран.

Законопроекты могут послужить сигналом - не более. Результаты опросов свидетельствуют о том, что коррупция стала нормальной составляющей российской жизни. В политическом плане последние годы ничего не сделали для формирования общественной среды, которая могла бы противостоять коррупции: не было создано настоящей - а не только показной - политической конкуренции, прозрачности административных и властных структур, гражданских инициатив всех мастей, свободного медийного ландшафта. Поскольку к проблеме коррупции в России относится и то, что разоблачение фактов обогащения в высших эшелонах власти становится очень рискованным для журналиста, и то, что от чиновничьего произвола не защитит никакая правовая система.

Источник: Neue Zürcher Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru