Россия - мусульманская страна? Владимир Путин преподнес миру сюрприз, объявив 14 августа, что его страна рассчитывает стать членом Организации Исламская конференция (ОИК). Начинающийся во вторник визит в Москву саудовского наследного принца Абдаллы бен Абдель Азиза представлен как повод продемонстрировать новое сближение России с этой организацией.
Созданная в 1969 году, этот политический форум объединяет 57 государств с преимущественно мусульманским населением. Россия с ее 20 миллионами мусульман (14% населения) отнюдь не отвечает этому критерию. "На первом этапе мы могли бы войти на уровне наблюдателя", - предложил Путин по окончании визита в Малайзию, который был посвящен в основном продаже российского оружия. "Почти 20 миллионов мусульман, живущих в России, имеют полное право чувствовать себя частью мусульманского мира", - добавил он.
На этом дело могло бы и кончиться. Раздробленные, слабо политизированные, российские мусульмане представляют собой важную часть электората в преддверие назначенных на декабрь выборов в Думу. Продолжение войны в Чечне и милицейские репрессии против многочисленных кавказцев и мусульман, а также терактов с использованием взрывных устройств (последний такой инцидент произошел 25 августа в Краснодаре, где были взорваны три бомбы) - все эти факторы усиливают напряженность и взаимное недоверие.
Порочный круг насилия привел в последние годы к радикализации небольшой части молодых российских мусульман, соблазненной ваххабитскими идеями, которые были импортированы в Россию с Аравийского полуострова после распада СССР.
Однако за выступлением Путина последовали заявления, которые показали, что речь идет прежде всего о дипломатической кампании. "Активизация сотрудничества между Россией и странами ОИК может существенно облегчить решение задач, с которыми сталкивается мировое сообщество, например, борьбы с международным терроризмом", - заявил заместитель министра иностранных дел России Александр Салтанов. Посол РФ по особым поручениям Вениамин Попов готовится совершить турне по странам ОИК, чтобы разъяснить им смысл российской инициативы. Получение членства в этой организации позволит "поднять статус России в международных делах", уверяют сторонники этой идеи в Москве.
"Это будет способствовать снижению конфронтацию между христианством и исламом, поможет распространению в мире умеренного ислама и облегчит проникновение российских компаний в такие страны, как Саудовская Аравия", - с воодушевлением пишет аналитик Александр Шумилин в газете "Ведомости".
Почему вступление в ОИК подходит для России, а, например, не для Франции, в которой мусульмане составляют такой же процент населения? "Разница в том, что наши 20 миллионов мусульман - не иммигранты: они живут на своей традиционной территории, и некоторые из них граничат с мусульманскими странами", - добавляет он. В России регионами с преобладанием мусульманского населения являются Поволжье (Татарстан, Башкирия) и Северный Кавказ.
Но некоторые сомневаются. Предложение Путина "вызвало улыбку у арабских дипломатов в Москве, - говорит человек, хорошо знакомый с этими кругами. - Усав ОИК предусматривает, что глава государства, вступающего в нее должен сам являться мусульманином!"
Словесный выпад. Некоторые вспоминают о словесном выпаде российского президента на дипломатическом саммите в Брюсселе в конце 2002 года, которая отнюдь не выставляла Путина в роли "архитектора" добрых отношений с мусульманским миром. "Если вы хотите стать радикальным исламистом, - бросил он журналисту, задавшему ему вопрос о Чечне, - приезжайте в Москву. У нас есть специалисты по обрезанию. Я порекомендую сделать операцию, чтобы у вас уже ничего не выросло". Эти фразы были вырезаны обоими государственными телеканалами - единственными, которые вещают на всю Россию.
Москва надеется, что ее инициатива получит продолжение на предстоящем саммите ОИК, который состоится в Малайзии в октябре. "Мы получили многочисленные позитивные отклики от арабских стран", - заверяют в российском МИДе.
Российские мусульманские лидеры "одобрили" предложение Путина. Они разделены на две соперничающие организации, которым Кремль оказывает политическую поддержку и финансовую помощь, стремясь контролировать мусульманские общины: это Центральное духовное управление мусульман России и Совет муфтиев России. Главу первой организации, верховного муфтия Талгата Таджуддина, московские власти грубо одернули, когда во время войны в Ираке он выступил с призывом к "джихаду против американцев".
Отнюдь не являясь исламистом, этот религиозный лидер - выступавший тогда на митинге пропутинской партии "Единая Россия" - хотел, судя по всему, "вписаться" с русло кремлевской дипломатии, не одобрявшей интервенцию против саддамовского Ирака.
Продемонстрировав отсутствие реальной автономии от политической власти, муфтий тогда взял свои слова назад. Сегодня Москва, видимо, стремится улучшить свои отношения с крупным игроком на рынке нефти - Саудовской Аравией, которую долго обвиняли в финансировании радикальных исламистов на территории бывшего СССР.
Россия и Саудовская Аравия собираются подписать договор о сотрудничестве в области нефти и газа. Российские официальные круги приветствовали недавнее постановление Высшего религиозного совета Саудовской Аравии, в котором тот осудил любые террористические акции. Это постановление было воспринято в Москве как поощрение к дальнейшему сближению с ОИК