Максим Цибульский, единственный выживший в субботу при аварии подводной лодки, лежит, отгороженный ото всех, в больнице Североморска. К нему не допускают даже ближайших родственников. С любой самой незначительной информацией о состоянии здоровья моряка, который пострадал от сильнейшего переохлаждения, врачи по указанию руководства флота обращаются как с государственной тайной.
Российский Северный флот, где за последние три года уже во второй раз гибнет атомная подводная лодка, пытается, как бывало уже не раз, задраить все люки и пропускать только ту информацию, которую считает приемлемой. Метод, который после гибели атомной подводной лодки "Курск" в августе 2000 года имел обратный эффект: тогда руководство быстро было изобличено во лжи.
Игорь Дыгало, все еще начальник пресс-службы Северного флота, продолжил эту печальную традицию. "Адмиралы снова врут" - статья под таким заголовком появилась в понедельник в "Новой газете". Дыгало объявил волнение моря силой три балла при силе ветра 2-5 м/с на момент катастрофы штормом, который, мол, оторвал от лодки четыре понтона, что и повлекло за собой гибель K-159.
"При таком волнении вообще-то можно купаться", - заявил "Новой газете" военный эксперт Павел Фельгенгауэр. Также, по его мнению, не выдерживает критики утверждение, будто небольшой дождик помешал последующим спасательным работам и ввел в заблуждение экипажи спасательных вертолетов. "Получается, наш флот может действовать только в полный штиль, при нулевой волне и ясной погоде? Так стоит ли такому флоту вообще выходить в море?"
Направленная на утилизацию подводная лодка K-159 должна была быть отбуксирована с базы "Гремиха" на верфь города Полярный под Мурманском, где из двух ее реакторов планировалось выгрузить ядерное топливо. Подводная лодка держалась на воде благодаря четырем понтонам. В ночь с пятницы на субботу тросы, удерживающие K-159, по неизвестным причинам оборвались, и лодка затонула.
Меж тем представители морского флота уже неоднократно сообщали, что нет никакой опасности радиоактивного излучения. Однако экологи и представители "Гринпис" все же опасаются, что реакторы мощностью в 70 МВт каждый лежащей на 238-метровой глубине K-159, которая была построена еще на начальном этапе советской программы по созданию атомных подводных лодок, не смогут в течение длительного времени сохранить герметичность. Отсюда вытекает опасность заражения участка моря у Кольского полуострова, где идет активный рыболовный промысел. Поэтому подводная лодка должна быть поднята.
После этой недавней катастрофы руководство Военно-морского флота во главе с адмиралом Владимиром Куроедовым попало в тяжелое положение. И вместе с ним - его покровитель, глава Кремля Владимир Путин. Потому как гибели K-159 предшествовали маневры на Тихоокеанском флоте, имевшие катастрофические последствия. За десять дней военно-морских учений флот потерял три вертолета и 26 человек, "в том числе одного губернатора", как заметила газета "Русский курьер".