Беслан стал ужасной человеческой трагедией для 331 человека, лишившегося жизни, и для их родственников, которые год спустя все еще не могут примириться с потерей. Однако, как хотят напомнить сегодня Владимиру Путину матери некоторых из 186 детей, погибших в школе номер один североосетинского города, это было еще и провалом российского государства. Любое правительство на земле, даже то, которое пренебрегает соблюдением основных свобод граждан, судят по его способности защитить жизни людей. Российские власти, очевидно, не справились со своими обязанностями, хотя прямая ответственность за смертоубийство лежит на чеченских террористах, которые начинили школьный спортзал бомбами и убили невинных заложников.
Слишком много вопросов относительно этого зверства остаются без ответов. Почему о требованиях террористов не сообщали? Была ли кровавая бойня спровоцирована неумелой попыткой провести операцию по спасению с использованием огнеметов? Многие жертвы погибли в пламени, другие попали под перекрестный огонь. Каким образом автомобиль, битком набитый бородатыми кавказцами в масках, доехал до Северной Осетии по строго охраняемым милицией дорогам? Как их оружие и взрывчатка попали в школу?
Некомпетентность кажется наиболее вероятным ответом. Однако отчеты двух официальных расследований все еще не опубликованы, ни один высокопоставленный чиновник не наказан. Убитые горем семьи заслуживают того, чтобы им дали полный ответ, даже если ради этого придется бросить вызов диктаторским замашкам Кремля. Разумеется, из бесланской трагедии можно извлечь уроки, хотя, к несчастью, никаких уроков не было извлечено из предыдущих кризисов с захватом заложников чеченскими сепаратистами: вспомним захват московского театрального центра в 2002 году и захват больницы на юге России в 1995-м, каждый из которых унес более 100 жизней.
Западные правительства очень хотят видеть Россию эффективным, ответственным и демократическим государством, которое не прячется за зверствами террористов, лишь бы не касаться коренной проблемы, частью которой является собственно Чечня. Однако одна из самых врезающихся в память картин из маленького, печально известного провинциального города - это образ скорбящих женщин, прижимающихся лбами к фотографиям своих погибших детей, которые рядами расклеены на полуразрушенных стенах школьного спортзала.