Человек из Москвы в маленьком офисе в Беслане явно пребывает в ожидании важной встречи. "Из Америки для вручения награды собирается приехать одна влиятельная дама", - важным голосом говорит он. Но женщины, одетые во все черное, слушают гостя вполуха. У них есть более важные дела, а кроме того, на них не так легко произвести впечатление.
"У этих людей не осталось тормозов, - говорит местная журналистка. - Они говорят прямо и никого не боятся". Это люди из комитета "Матери Беслана". Они объединились после захвата школы номер один и гибели их детей сначала для того, чтобы вместе искать утешения. Однако комитет "Матери Беслана" уже давно превратился в правозащитную организацию, которой Кремль, похоже, боится больше, чем любой другой.
Это связано с Сусанной Дудиевой, женщиной, которая возглавила "Матерей Беслана", с ее голосом. Это тихий, но настойчивый голос. 44-летняя Сусанна Дудиева говорит то, что думает, и она давно ждала возможности высказать все наболевшее в лицо президенту Владимиру Путину. Сегодня, в пятницу, у нее будет такой шанс. Через год после бесланской катастрофы Путин примет в Кремле делегацию из Северной Осетии. Дудиева тоже будет там.
"Мы скажем ему, что мы считаем его виновным, - пообещала она в беседе с корреспондентом Süddeutsche Zeitung. - Глава государства несет ответственность за то, что происходит в государстве. Это касается не только пышных празднеств, но и террористических актов".
В школе номер один Сусанна Дудиева потеряла своего 13-летнего сына Заура - и с ним, по ее словам, потеряла смысл прежней жизни. Когда в тот день, 1 сентября, мальчик пошел в школу, он казался уже почти взрослым, рассказывает Дудиева. Теперь он не станет взрослым никогда, и этого она пережить не может. "Я, - говорит она, - вижу смысл лишь в борьбе за правду".
Эта энергичная женщина, которая когда-то вместе с мужем открыла в Беслане один из первых частных ресторанов, чувствует себя обманутой и преданной российским государством. Она хочет знать, как террористам удалось попасть в Беслан, почему власти не пошли на переговоры во имя спасения человеческих жизней, сколько заложников погибло во время штурма от действий освободителей. "Если мы не узнаем правду, как жить тем, кто остался в живых?" - спрашивает она.
"Матери Беслана" борются за эту правду, перекрывая дороги, используя другие методы. В интересах этой правды они пристально следят за проходящим сейчас во Владикавказе процессом Нурпаши Кулаева, якобы единственного оставшегося в живых террориста. Однако они требуют, чтобы свою ответственность за недееспособность государства признал в первую очередь Путин. Именно поэтому Сусанна Дудиева во время траурных мероприятий, посвященных годовщине печальных событий в Беслане, готова отправиться в Москву по приглашению, которое она считает вызовом.
"Путин думал, что мы слишком гордые, чтобы приехать в этот день, - говорит она, - но он ошибается".