Россия и Белоруссия отметили четвертую годовщину объединения. В белорусской столице повсюду развешаны флаги обоих государств, газеты полны праздничных речей и обоюдных поздравлений.
Однако праздничная программа не смогла скрыть печальную действительность: до реального союза пока очень далеко.
2 апреля 1996г. президенты Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали первый договор об образовании союза. Президент Лукашенко продолжает считать объединение России и Белоруссии необходимым этапом на пути создания славянского союза, а белорусская оппозиция упрекает его в предательстве национальных интересов.
Однако у оппозиции нет оснований для серьезного беспокойства, так как союз существует пока только на бумаге. Союз имеет совет и исполнительный комитет, хотя они, собственно, незаконны, потому что союзный договор по многим позициям противоречит конституциям обоих государств.
?Экспертная комиссия еще в этом году должна решить, какие части конституций должны быть изменены?, - говорит Сергей Шухно, руководитель минского представительства исполнительного комитета. Однако период принятия решения законодательными органами в Москве и Минске может длиться годами. А без конституционного акта не может быть избран общий двухпалатный парламент.
Еще большая проблема связана с экономикой. Несмотря на многочисленные договоры, в обоих государствах не происходит синхронизации экономических реформ. Напротив, оба государства придерживаются абсолютно разных экономических моделей. ?Президент Лукашенко повернул вспять демократические реформы 1992 г. - говорит Александр Потура, вице-президент белорусского союза предпринимателей. - Сегодня это репрессивная командная экономика, президент может без суда экспроприировать любую собственность?.
В Белоруссии практически не действуют рыночные механизмы, цены регулируются государством. Приватизация практически не происходит. Банковская система остается неразвитой.
Однако оптимисты российско-белорусского союза все же существуют. ?Сначала мы развернем сотрудничество на нижних уровнях, между предприятиями и фирмами?, - говорит министр финансов России Михаил Касьянов. Валютный союз возможен самое ближайшее через пять-шесть лет, считает он.
Россия настаивает на едином эмиссионном центре в Москве, так как уровень инфляции составил в прошлом году в Белоруссии 350%, а в России - 35%. Романтик Ельцин на такие мелочи закрывал глаза. Новый президент-технократ Путин, по-видимому, начнет взвешивать все ?за и против?.