Вчера администрация Клинтона разблокировала запрет на выдачу кредита в $500 миллионов российской нефтяной компании, подготовив тем самым почву для предоставления самого большого кредита, гарантированного американской стороной со времени падения рубля в 1998 году.
Пресс-секретарь госдепартамента Джеймс Форли заявил, что после того, как Тюменская Нефтяная компания привела в порядок ситуацию, связанную с нарушениями законодательства, госсекретарь Мадлен Олбрайт разрешила U.S. Export-Import Bank выдать ТНК кредит.
Против кредита возражали раздраженные западные инвесторы и правозащитные группы, встревоженные жестокой военной тактикой России в Чечне. О решении Олбрайт разрешить выдачу кредита стало известно, когда прошло всего несколько дней с момента избрания Путина президентом - это событие Вашингтон приветствовал как возможность восстановить испортившиеся российско-американские отношения.
Форли отметил, что это совпадение по времени - чистая случайность и не имеет никакой политической подоплеки. По его словам, решение было принято после того, как российское правительство и Тюменская компания предприняли ряд усилий, направленных на восстановление прав западных инвесторов - в числе которых нефтяной гигант BP Amoco и финансист Джордж Сорос - обвинявших российскую компанию в том, что она незаконно приобрела принадлежавшее им гигантское нефтяное месторождение в Сибири.
"Администрация занялась проверкой огромного количества заявлений и обвинений, появившихся по этому делу, - сказал Форли. - Нам удалось полностью решить все эти вопросы".
Кроме того, Foley отметил, что "в ходе своих последних выступлений избранный президент Путин сделал несколько публичных заявлений, в которых признал значение защиты прав инвесторов и кредиторов и ту роль, какую они играют в создании благоприятного климата для иностранных и российских инвестиций".
Олбрайт блокировала выдачу кредита, сославшись на редко применяемый закон, позволяющий "в национальных интересах" отменять решения Ex-Im Bank. Она вмешалась всего за несколько часов до того, как четыре члена совета директоров банка должны были принять окончательное решение о гарантиях по почти $500-миллионному кредиту на обновление нефтедобывающего оборудования и модернизации нефтеперерабатывающего завода. Председатель банка Джеймс Хармон высказал свои возражения, заявив, что Тюменская компания выполнила все финансовые условия.
Многие правозащитники требуют, чтобы кредит был блокирован в связи с действиями России в Чечне, но чиновники из администрации утверждают, что решение отложить предоставление гарантий было вызвано опасениями, связанными с ситуацией вокруг соблюдения прав инвесторов и соблюдения законности в России.
Западные инвесторы обвиняют Тюменскую компанию в разнообразных махинациях. В иске, поданном прошлой весной в Нью-Йорке, группа инвесторов, в число которых входят Джордж Сорос и Гарвардский Университет, описали действия Тюменской компании по приобретению "Черногорнефти" - за счет BP Amoco и Сороса - как "один из самых бесстыдных актов корпоративного воровства в современной истории".
Тюменская компания предприняла ряд шагов по налаживанию партнерских отношений со своими критиками, и очевидно, эти шаги сильно повлияли на решение Олбрайт одобрить кредиты Ex-Im. Пресс-секретарь BP Amoco прокомментировал это решение так: "В настоящий момент прогресс внушает оптимизм, что и отразилось в решении, принятом госсекретарем".