Эти люди в военной форме говорят, что приехали сюда, чтобы представлять свою новую оппозиционную партию. Но в толпе окружающих их журналистов в холле отеля "Сулеймания Палас" никто ничего не слышал об "Иракском патриотическом союзе". "Мы хотим бороться за демократию в Ираке", ? настаивает один из четырех человек, которые представляются как бывшие офицеры Саддама Хусейна, бежавшие на север страны. После 15-минутной пресс-конференции они встают и уходят, оставляя прессу в полной неясности. Этот эпизод лишний раз подчеркивает недостаток организованности, который остается уделом значительной части иракской оппозиции спустя почти две недели после начала американского наступления на Багдад.
Баасистская партия, находящаяся у власти в Багдаде с 60-х годов, дала жизнь примерно пятидесяти оппозиционным эмигрантским группам. Последним так и не удалось создать настоящий единый фронт борьбы против Саддама Хусейна. Палитра иракской оппозиции ? от коммунистов и националистов до шиитов ? столь же сложна, сколь и пестра. Лондонская конференция, прошедшая в середине декабря, а затем конференция в Салах-эд-Дине, состоявшаяся в начале марта, позволили ей выбрать коллегиальное руководство, в которое вошли лидер Иракского национального конгресса (ИНК) Ахмед Чалаби, оба главных лидера курдской оппозиции ? Масуд Барзани (Демократическая партия Курдистана) и Джалал Талабани (Патриотический союз Курдистана), а также шиит Абдель Азиз аль-Хаким (представитель Высшего совета исламской революции в Ираке).
Эта "группа четырех", критически оценивающая американский проект создания временного военного правительства, поставила своей целью разработать политическую архитектуру будущего Ирака. Но ее собственные ряды далеки от единства. Об этом свидетельствует прошедшая в конце минувшей недели в Лондоне пресс-конференция еще одного деятеля иракской оппозиции ? Аднана Пашаши. Суннит (каковых в Ираке среди мусульман меньшинство), занимавший в 60-е годы пост министра иностранных дел, он был в последнюю минуту приглашен на конференцию в Салах-эд-Дин, но предпочел создать собственную группу.
"Я против деления иракцев по этническому и религиозному признакам. Иракцы составляют единый народ", ? заявил он вчера в телефонном интервью. Его группировка, именующая себя "движением независимых иракцев за демократию", только что собрала на свое заседание более 400 участников. "Они представляют молчаливое большинство ? большинство либералов и сторонников демократии", ? утверждает он. Их цель ? призвать к созданию иракской администрации, состоящей из технократов, в сотрудничестве с ООН.
Сидя в запасной резиденции в Докане, в сердце Иракского Курдистана, где он с нетерпением ожидает падения Багдада, чтобы создать в нем свой стратегический оплот, Ахмед Чалаби предпочитает не комментировать это мероприятие, на которое его не пригласили. Но, по словам его правой руки Мудара Шавката, "эта вторая Лондонская конференция не внушает никакого доверия". "Война в Ираке уже началась, ? говорит он. ? Сейчас не время спорить. Пора действовать и драться". По мнению бывшего бизнесмена, переквалифицировавшегося в политика, победа близка. "Мы организованы как никогда. Наши оппозиционные силы готовы начать боевые действия, освободить города и нейтрализовать войска Саддама Хусейна", ? утверждает Мудар Шавкат.
Несколько дней тому назад ИНК в своей сводке сообщал о перестрелке между отрядами из группировки Чалаби и частями Республиканской гвардии в окрестностях Киркука. Но, по мнению специалистов по иракскому вопросу, эта информация не соответствует действительности. "Это выдумки, ? говорит Эндрю Апосталоу, профессор из Оксфорда. - Речь шла об обычной стычке между курдскими формированиями и несколькими иракскими солдатами". По словам Эндрю Апосталоу, численность бойцов ИНК, переименованных в "войска свободного Ирака", не превышает ста человек. "Главная проблема с Чалаби, ? говорит он, ? состоит в том, что он не внушает доверия. Это человек, который разъединяет, а не объединяет. Он построил свою политику на обмане. Это типично для эмигрантской политики".
Напряженность в рядах оппозиции ? прекрасная иллюстрация тех трудностей, с которыми столкнутся вашингтонские власти в попытке посадить в Багдаде новое правительство. Изначально предполагалось создать переходную политическую систему под американским военным контролем, в которую вошли бы бывшие баасисты (этот проект подвергался критике эмигрантской оппозицией). Теперь же Пентагон ищет идеальную фигуру, которая могла бы объединить вокруг себя иракский народ. Фаворит Пентагона, Чалаби остается неоднозначной оппозиционной фигурой даже для высших чиновников американской администрации. Государственный департамент и ЦРУ ставят ему в упрек недостаточную популярность в глазах 25 миллионов иракцев.
Очевидно, за отсутствием идеальной кандидатуры Вашингтон поручил бывшему лейтенанту американской армии Джею Гарнеру отправиться в Кувейт, чтобы встретиться там с максимально большим числом иракских экспатриантов и пополнить список будущих министров. Что касается будущего президента, то этот пост пока остается вакантным. "Найти иракского Карзая ? задача не из легких ", ? замечает Надер Хашеми, специалист по Ближнему Востоку из Торонтского университета. Ибо, говорит он, "будущий глава иракского правительства должен быть признан не только американцами и всем иракским населением (курдами, туркменами, суннитами, шиитами, христианами и пр.), но и соседними странами, в частности Саудовской Аравией, Кувейтом, Египтом и Иорданией".