Через 25 лет после тех давних событий генерала Войцеха Ярузельского призовут к ответу за введение военного положения в Польше 13 декабря 1981 года. Обвинения, выдвинутые против него в пятницу 31 марта, не просто выглядят запоздалыми в стране, которая перевернула страницу прошлого, вступив в 1999 году в НАТО и став 1 мая 2004 года полноправным членом Европейского союза. Они подтверждают правоту тех, кто за этим судебным преследованием усматривает не столько стремление восстановить историческую правду, сколько желание реванша и сведения старых счетов.
Комиссия по преследованию за преступления против польской нации, подчиняющаяся Институту польской истории, обвинила 82-летнего Ярузельского в "коммунистическом преступлении". Изначально, в 1945 году, эта комиссия занималась расследованием преступлений нацистов в Польше. В 1991 году в ее компетенцию попало расследование всех совершенных против Польши преступлений - нацистских и коммунистических. В 1999 году ей было поручено не только "расследовать" преступления против польской нации, но и "преследовать" за них. Комиссия не уточняет, когда и перед каким именно судом предстанет Ярузельский, но указывает, что ему грозят 8 лет лишения свободы. На протяжении многих лет бывшего польского руководителя судят за участие в подавлении рабочего восстания в Гданьске в 1970 году, когда он являлся министром обороны.
Военное положение, введенное в декабре 1991 года с целью раздавить "Солидарность" - первый независимый профсоюз в странах советского блока, - стало трагедией для миллионов поляков и вызвало бурю эмоций на Западе, в частности во Франции. Но те же руководители "Солидарности", которых генерал Ярузельский бросил в тюрьму, сумели проявить достаточно мужества и политического разума, чтобы в 1989 году договориться с ним об упразднении коммунистического режима и обеспечить первый в Восточной Европе бескровный переход к демократии. Этот переход подразумевал национальное примирение между коммунистами и оппозиционерами. Парламентские слушания об ответственности генерала за человеческие жертвы в период действия военного положения были прекращены в 1996 году.
В последние годы влиятельная часть бывшей оппозиции порвала с этим курсом на примирение, атаковав "освободителей" 1989 года вроде Адама Михника, которые продолжали поддерживать контакты с бывшими коммунистами. Приход к власти консервативной партии "Право и справедливость" во главе с президентом Лехом Качиньским и его братом-близнецом Ярославом лишь усугубил раскол. Премьер-министр Казимеж Марцинкевич говорит о европейских амбициях своей страны и обещает глоток свежего воздуха. Подобная атмосфера этому не способствует.