Гарантия миллиардного кредита под строительство Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря заставляет Герхарда Шредера давать объяснения. Экс-канцлер защищается
Герхард Шредер кажется возмущенным. У своего таунхауса в Ганновере бывший канцлер начинает наступление на средства массовой информации. Перед камерами и микрофонами он уверяет, что с Северо-Европейским газопроводом все в порядке, о гарантиях кредита для российского энергетического концерна "Газпром" он слышит в первый раз, а тот, кто утверждает обратное, будет отвечать в суде.
Речь идет о защите чести. С тех пор как стало известно, что федеральное правительство предоставило гарантии под миллиардный кредит для "Газпрома", Шредер находится под подозрением, как никогда прежде. Множатся подтверждения, что он, будучи канцлером, использовал свои возможности в личных коммерческих интересах. Для Шредера на карту поставлено немало: слава канцлера-реформатора и государственного деятеля, его репутация в учебниках истории. Шредер знает, что если он не сможет опровергнуть обвинения, то достаточно и половины страницы, чтобы ее испортить.
Поэтому теперь он говорит о политически подогретых страстях и уверяет, что не принимал участия в решении вопроса о гарантиях по кредиту. Последние сомнения призвано рассеять письменное заявление. Впрочем, все не так уж плохо: "Газпром" больше не хочет никакого кредита. "А если нет никакого кредита, то нет и никаких гарантий", - говорит Шредер.
В начале скандального дела с "Газпромом" в подобном противостоянии со СМИ не было необходимости. Тогда, 8 сентября 2005 года, он со своим другом, президентом Владимиром Путиным, благословил строительство ветки газопровода длиной 1200 км, которая должна была, пройдя по дну Балтийского моря, связать Россию и Германию. Он как опытный государственный деятель отмел критику Польши и прибалтийских государств, недовольных самостоятельными действиями Германии и России.
Гораздо большее раздражение и недовольство поднялось, когда глава "Газпрома" Алексей Миллер 9 декабря объявил, что Шредер возглавит совет акционеров российско-германского консорциума по строительству Северо-Европейского газопровода. Поначалу никаких подробностей известно не было. Но поскольку Шредер в качестве главы правительства продвигал этот крупный проект, оппозиция предположила наличие личной заинтересованности. Тогда в СДПГ стали появляться первые недовольные.
Некоторые члены партии выражают свою досаду и сейчас. Основная критика исходит, прежде всего, из нижнесаксонского отделения партии Шредера: "Дело дурно пахнет", - сказал нашему корреспонденту глава местного отделения СДПГ Гаррельт Дуин. Но репутация Герхарда Шредера - его личное дело. Дуин требует принятия кодекса чести, чтобы в будущем исключить подобные конфликты интересов. Председатель нижнесаксонского отделения СДПГ в бундестаге Хольгер Ортель тоже высказывается критически: "Работа в "Газпроме" не задалась с самого начала. Я не знаю, идет ли здесь на самом деле речь о газе или об угле".
Однако ведущие социал-демократы берут Шредера под защиту. Глава фракции СДПГ в бундестаге Петер Штрук считает процесс нормальным. Доверенное лицо Шредера Клаус Уве Беннетер сообщает: экс-канцлер подтвердил ему, что о гарантиях по кредиту ему ничего известно не было.
В данном деле правительство вряд ли можно в чем-то обвинить. Спорная гарантия по кредиту - это обычный инструмент стимулирования экономического развития. Таким образом подкрепляется кредитное соглашение между немецким банком и иностранным предприятием. Банк минимизирует риски, так как он в любом случае получит свои деньги обратно, а иностранное предприятие платит меньшие проценты, чем без государственной гарантии.
В данном случае государственная банковская группа KfW и Deutsche Bank вели с "Газпромом" длительные переговоры о миллиардном кредите. Русские на эти деньги хотели начать строительство той части Северо-Европейского газопровода, которая идет из Сибири в Санкт-Петербург. Чтобы минимизировать свои кредитные риски, осенью банки запросили у правительства "гарантию на несвязанный кредит". Таким образом "Газпром" получал одобрение немецких, а не иностранных банков.
Принципиальное решение о гарантиях по кредиту было принято 24 октября 2005 года "межминистерским комитетом" под руководством министерства экономики. Министром, подписавшим этот документ, тогда являлся Вольфганг Клемент (СДПГ). Кроме того, в принятии решения участвовали министерство финансов и министерство иностранных дел. "Это был рутинный процесс, а не политическое дело", - защищается сейчас федеральное правительство.
Однако СвДП не собирается довольствоваться этим ответом и требует разъяснений, чтобы поквитаться с большой коалицией. Эксперт СвДП по бюджету Юрген Коппелин требует безусловного разъяснения всех сомнений, связанных с выдачей гарантий. Первых ответов оппозиция ожидает в среду на заседании бюджетного комитета бундестага. Министр экономики Михаэль Глос (ХСС) и министр финансов Пеер Штайнбрюк (СДПГ) должны будут объяснить, кто в правительстве занимался гарантиями по кредиту и как это осуществлялась. Следующий вопрос заключается в том, как миллиардная сделка могла пройти мимо канцлера.
В то, что Шредер ничего не знал, в СвДП не верят. В конце концов, в решении о гарантиях по кредиту прямо говорится о том, что соглашение достигнуто "в рамках согласованного Шредером и Путиным проекта газопровода". Первые известия ожидаются на сегодняшнем заседании земельного суда в Гамбурге. Судьи будут решать, имеет ли Гвидо Вестервелле, глава СвДП, право утверждать, что бывший канцлер обеспечил заказ фирме, на работу в которой он устроился.
Скорее всего, юридический спор Шредер выиграет. Но моральный - проиграет в любом случае.