Сэм Кашнер зарабатывает на жизнь тем, что жует жвачку. Каждый день вместе с 23 другими профессиональными дегустаторами он приезжает в Исследовательский центр жевательной резинки Cadbury Schweppes в городе Уиппани, штат Нью-Джерси. Там, одетые в белые халаты, они сидят и жуют, осмысливая новые вкусы и фактуру, предложенные экспертами компании по производству жвачки.
Кашнер, отобранный на эту должность благодаря своему обостренному чувству вкуса, для получения работы прошел полугодовой курс подготовки. "Отличная работа - я ее обожаю, - говорит он. - Я просто целый день жую жвачку и ем конфеты".
С виду взрослые мужчины и женщины надувают пузыри из жвачки и измеряют их - выглядит это довольно сюрреалистично. Однако жвачка - серьезный бизнес, и он постоянно расширяется. По словам Джима Кали, отвечающего в Cadbury Shweppes за производство жевательной резинки, мировой рынок жвачки сегодня оценивается примерно в 10 млрд фунтов.
Его ежегодный рост составляет 8% - это вдвое больше скорости роста рынка сладостей и существенно выше роста продаж шоколада (5% в год). В большинстве стран продажи постоянно увеличиваются. Жвачка становится все популярнее, поскольку является хорошей альтернативой калорийным закускам и сигаретам. Сказывается и прогресс, произошедший в рецептуре и упаковке жвачки.
Поэтому Cadbury, пришедшая на рынок жевательной резинки после покупки американской кондитерской фирмы Adams в 2003 г. за 2,7 млрд фунтов, столь активно расширяет производство жвачки. В нынешнем месяце она вступила в борьбу за Великобританию, выпустив там жвачку "Трайдент". Компании предстоит сражаться с лидером британского рынка - фирмой Wrigley.
Как рассказывает Майк Гласс, специалист по истории жвачки из Исследовательского центра в Уиппани, первоначально жевательную резинку делали из чикла, смолы мармеладного дерева. Этот натуральный каучук начали жевать еще индейцы майя во II веке н.э., так что жвачка - традиционный североамериканский продукт.
Однако, рассказывает историк, первый патент на производство жвачки в США получил лишь в 1871 г. Томас Адамс, "отец современной жевательной резинки". Его успеху предшествовал ряд неудачных экспериментов. Гостивший в его доме на Стейтен-Айленде мексиканский эмигрант генерал Антонио де Санта-Анна предложил Адамсу использовать чикл. Тот вначале пытался делать из чикла шины, игрушки и маски, но всюду его постигала неудача. А затем он попробовал разжевать немного каучука, и ему понравился вкус и ощущения. По словам Гласса, Адамс разработал два вкуса жвачки: с бамией и с шоколадной мятой.
Несмотря на радости такой работы, в ней есть и проблемы. Местные власти постоянно выражают недовольство, что жвачку после употребления прилепляют повсюду. Джесс Кифер, коллега мистера Гласа (сам он называет себя "жвачковедом" и специалистом по научной "жвачкологии") занимается разработкой новых видов жевательной резинки, которая не прилипала бы к твердым поверхностям и одежде. Правда, если вы надеетесь на быстрое решение, то будете разочарованы. "Нам еще предстоит преодолеть значительные трудности", - признает ученый.