В 1999 году Польша, Чехия и Венгрия, три государства Центральной Европы, которые полвека провели за железным занавесом, были приняты в НАТО. НАТО и дальше должно расширять территорию свободы
Вступление Польши, Чехии и Венгрии обозначило начало конца раскола Европы, обусловленного холодной войной. Тот этап расширения Североатлантического альянса, а также следующий, пришедшийся на 2004 год, в значительной степени способствовали формированию в Европе региона стабильности, мира и безопасности. Прирастая за счет новых государств, НАТО укрепляет демократию в Европе. Кроме того, для многих его новых членов это является мостом к Европейскому союзу.
Целью демократических стран Европы должно стать дальнейшее расширение территории свободы. В отношении балканских стран, а также Украины и Грузии эта задача имеет для НАТО особый смысл. Мир и стабильная демократия в этих регионах отвечают интересам всех стран Европы, а не только членов НАТО. Несмотря на причины стратегического характера, у альянса существует моральное обязательство ликвидировать остаточные явления раскола Европы.
После достижения независимости Украина и Грузия взялись за тяжелейшую задачу собственного реформирования. Цель этих усилий - вновь оказаться в кругу европейской семьи. Конечно, процесс реформирования не обходится без проблем. Системные изменения имеют свою цену, и польский народ испытал это на собственной шкуре. Мы помним о лишениях и жертвах, которые пришлось принесли на пути в НАТО и ЕС. И мы благодарны за поддержку, которую получили от наших партнеров.
План действий по подготовке к членству в НАТО является правильным, даже если не имеет временных рамок
Сегодня Грузия и Украина нуждаются в такой же поддержке. Просьбу этих двух стран об углублении сотрудничества с альянсом НАТО игнорировать не может. Эти государства хотят быть частью плана действий по подготовке к членству в НАТО (МАР), и НАТО обязано отреагировать положительно.
Скептики утверждают, что с началом реализации плана действий связано обязательство по приему в НАТО. Это дезориентирующее упрощение. План не имеет твердых временных рамок, и он не накладывает на альянс обязательств завершить процесс принятием соответствующих стран в НАТО. Но он создает новую категорию отношений, которая не требует автоматического перехода на более высокий уровень сотрудничества, при этом создавая возможность для усиления позитивных изменений в политике и экономике.
Сегодня Украина и Грузия еще не совсем готовы к вхождению в круг стран-членов НАТО, однако они уже плодотворно сотрудничают с военным альянсом. Их подключение к плану по подготовке к членству в НАТО означает дальнейшее продвижение в этих странах политических и военных реформ.
Главы государств и правительств Европы должны сознавать, что интеграция в НАТО протекает параллельно с расширением ЕС. Если на саммите НАТО в Бухаресте Украина и Грузия не будут включены в план действий по подготовке к членству, то это будет плохим известием не только для НАТО, но и для ЕС. На карту может быть поставлено создание стабильной европейской системы безопасности.
Кроме того, если НАТО не решит вопрос о вступлении в альянс Албании, Хорватии и Македонии, то не будет никакого сотрудничества с Сербией, Боснией-Герцеговиной и Черногорией, и соответственно политическая миссия альянса обернется болезненным поражением. Тем самым будет потеряна политическая цель НАТО и его значение для безопасности в Европе и мире. НАТО безвозвратно утратит свою стабилизирующую функцию.
Проведение саммита - это то самое время, чтобы принять решение о распространении действий по подготовке к членству в НАТО на Украину и Грузию. Мы не можем отнять у этих государств право на европейско-атлантическую интеграцию. И при всем давлении, изнутри и извне, мы не можем бросить их на произвол судьбы.
Лех Качиньский, президент Польши
Также по теме:
Джордж Буш: Я хочу, чтобы меня уважали (Die Welt)
Следует продолжить расширение НАТО (The Wall Street Journal, Дональд Рамсфельд)