После того, как Берлин на прошлой неделе выразил озабоченность обысками, прошедшими в немецких фондах, дело против петербургского отделения Фонда Конрада Аденауэра закрыли, а конфискованные при обыске компьютеры вернули, пишет Юлия Смирнова в комментарии для Die Welt.
"В этом случае давление оказалось действенным. Однако проверки российских некоммерческих организаций (НКО) продолжаются как ни в чем не бывало и затрагивают интересы партнеров немецких фондов. Речь идет не только о таких знаменитых организациях, как "Мемориал", но и о десятках небольших провинциальных НКО, наименее защищенных", - пишет Смирнова.
Так, сотрудничающей с Фондом Генриха Белля воронежской организации "Экосоцис" нанесли визит сотрудники прокуратуры и потребовали документы о работе фонда в течение прошедших четырех лет для проверки соблюдения закона о борьбе с экстремизмом и закона об НКО. Такие же запросы пришли еще в три организации, действующие в воронежском "Доме прав человека" наряду с "Экосоцис".
Автор статьи отмечает, что требования прокуратуры поступили именно в тот день, когда московский суд рассматривал жалобу организаций по поводу обысков, прошедших в "Доме прав человека" в декабре 2012 года. Однако в тот раз, по словам Смирновой, это не была "рутинная проверка", как Путин назвал обыски, прошедшие на этой неделе: "следователи искали доказательства "подготовки массовых беспорядков" 6 мая 2012 года".
Как пишет автор, в понедельник и вторник в нескольких российских регионах, в том числе в Новосибирске, в Иваново и в Орле, прошли обыски по этому делу. По словам руководителя правозащитной организации "Агора", адвоката Павла Чикова, следователи панически ищут и не могут найти доказательства, что оппозиция готовила массовые беспорядки, поэтому, скорее всего, это не последние обыски в регионах.
Например, орловский правозащитник Дмитрий Краюхин говорит, что во время демонстрации 6 мая не был в Москве, однако в июле в Орле встречался с Сергеем Удальцовым, поэтому попал под подозрения полиции. Его квартиру обыскали, два компьютера забрали, а его самого допросили в центре по противодействию экстремизму, сообщает Смирнова. По мнению Краюхина, действия властей направлены не на него самого или его организацию: просто все органы "изо всех сил стараются действовать в направлении, задаваемом московскими властями", говорит он.
По официальной версии, обыски по делу 6 мая никак не связаны с проверками НКО, пишет Смирнова. Однако представитель "Экосоциса" Алексей Козлов обращает внимание на то, что в обоих случаях власти наседают на одни и те же организации.
"Он опасается, что многие небольшие организации будут закрыты из-за формальностей", - передает комментатор. Так, "Экосоцису" предписали предоставить информацию обо всех массовых мероприятиях за 4 года, но "это почти невозможно", поскольку у центра было "по пять или шесть мероприятий в неделю".
Смирнова отмечает, что в ходе проверок некоторым НКО уже предписали заплатить штрафы и что в регионах подвергаются проверкам также неправославные церковные общины, также являющиеся неправительственными и некоммерческими организациями.