Джеймс Ставридис, бывший командующий силами НАТО в Европе, уверен, что санкции против Ирана могут быть возобновлены в случае необходимости, пишет Артуро Зампальоне в материале, опубликованном в газете La Repubblica.
Потребуется много времени, чтобы прийти ко всеобъемлющему договору с Ираном, предупреждает Джеймс Ставридис, который два года назад возглавлял силы НАТО в Европе. По его словам, целью рамочных договоренностей в Лозанне было предотвратить обладание Тегерана атомным оружием и воспрепятствовать гонке атомных вооружений со стороны саудовцев и даже египтян и турок, говорится в статье.
Отвечая на вопрос корреспондента о том, почему он уделяет такое внимание ядерным поползновениям Саудовской Аравии, адмирал сказал: "В действительности, имперская власть Ирана представляет собой намного более серьезный вызов для Соединенных Штатов, чем ИГИЛ или "Аль-Каида". Тегеран фактически контролирует пять ближневосточных столиц и намерен расширить шиитскую зону влияния на суннитский мир. Отсюда и опасения саудовцев, которые могут попытаться обзавестись ядерным арсеналом при содействии пакистанцев и противопоставить его возможным иранским бомбам. Египет и Турция могут начать двигаться в этом же направлении, что сделает весь Ближний Восток более опасным, нестабильным и еще больше неуправляемым, чем сейчас".
Говоря о бурной негативной реакции республиканцев в американском Конгрессе на переговоры с Ираном, Ставридис сказал: "Любой прогресс, пусть даже и ограниченный, лучше, чем разрыв и военное развитие событий. Я надеюсь на то, что и Биньямин Нетаньяху, укрепивший позиции в результате победы на последних выборах, может позволить себе иметь более конструктивное мнение".
Активные усилия иранской делегации на переговорах в Лозанне объясняются тем, что экономические санкции привели к обеднению населения и ослаблению режима. "Я хочу подчеркнуть данный факт из-за скептического отношения к санкциям, например, в случае с Россией из-за ее вторжения на Украину. Иран - доказательство того, что санкции действуют: не стоит торопиться и проявлять нетерпение", - полагает адмирал.
Если макси-соглашение с Тегераном по каким-то причинам сорвется, то Вашингтон будет продвигаться по трем направлениям: успокоит союзников, прежде всего, израильтян и суннитские столицы; попытается нейтрализовать иранскую ядерную программу в ходе неконвенциональных военных операций: кибератаки, дроны или спецподразделения; сохранит и усилит санкции. "Остается только надеяться, что все эти сценарии останутся на бумаге и что начнется новая фаза в отношениях с Тегераном", - подчеркнул Джеймс Ставридис.