Раулю Кастро не хватает харизмы его брата. Однако эксперт по Кубе Берт Хоффманн утверждает, что смены режима не предвидится
- Позавчера Фидель назначил брата своим представителем. Во Флориде бывшие кубинцы празднуют это событие. У них действительно есть причина для радости?
- Нет, праздновать, конечно, еще слишком рано. Фидель же еще не умер. Его болезнь серьезна, но существует вероятность того, что через 3-4 месяца он снова займет свою должность. То, что он передал свои полномочия Раулю, скорее означает продолжение, а не конец системы.
- Долгое время брат лидера кубинской революции считался сторонником жесткого курса в политике, однако многие видели в нем скорее прагматика. Так кто же он на самом деле, Рауль Кастро Руз?
- Политика будет в основном проводиться в направлении, заданном Фиделем. Рауль попытается подражать Фиделю, чтобы не ссориться с ним. И только когда станет очевидно, что Фидель не вернется, закулисная борьба может стать жестче. Однако пока дело до этого не дошло.
- Воспользуется ли Рауль своим положением для того, чтобы расширить сферы своего влияния и, возможно, подготовить спокойную смену власти?
- Смены власти не предвидится. Рауль в течение четырех десятилетий вносил свой вклад в работу системы, хоть и играл при этом роль второго плана. У него нет другой, своей собственной программы. Рауль настолько сросся с системой, что у него нет иного выбора. Кроме того, ему не хватает харизмы брата, чтобы пойти новым путем.
- Но в 1994 году он сыграл немаловажную роль в экономическом реформировании страны.
- Это произошло в период глубокого кризиса, когда экономические реформы были просто необходимы. Тогда не могло все оставаться по-старому. Сегодня другая ситуация, поскольку Кубу поддерживает богатая нефтью Венесуэла. В экономическом плане у страны все идет гораздо лучше, чем 10 лет назад. Конечно, у кубинцев не все хорошо, но все же нет такого острого бедственного положения, как в 1994 году. Зато сейчас нет стимула проводить реформы. Какой будет ситуация через два года, уже другой вопрос.
- Это значит, что приход Рауля не означает изменения в отношениях с заклятым врагом Вашингтоном?
- Нет, отношения станут, скорее всего, еще более холодными. В ситуации неизвестности: вернется Фидель или нет - власть будет стараться не показать свою слабость.
- Сможет ли правительство в течение продолжительного срока удержаться без Фиделя?
- Я исхожу из того, что режим удержит власть. Это, конечно, не может продолжаться вечно. Но многим кубинцам есть что терять в случае неконтролируемого развала системы. При этом я имею в виду, прежде всего, простых кубинцев, которые живут сегодня в домах и квартирах, которые раньше принадлежали кому-то другому. Они боятся, что у них отберут жилье. Люди на Кубе хотят немного реформ, но не гражданской войны. США тоже сразу не откажутся от своего требования "безоговорочной капитуляции". С этой точки зрения реформаторам на Кубе будет нелегко. Режим ужесточит свою позицию по отношению к оппозиции, чтобы не показывать своей слабости.
Берт Хоффманн - сотрудник Института глобальных и региональных исследований имени Лейбница в Гамбурге. Там он занимается исследованиями политического и социального развития, экономических изменений и проблем развития в государствах Карибского бассейна и Мексики