Эпоха освоения нашей планеты, как многие считали, давно закончились, однако теперь, похоже, открылось второе дыхание. На прошлой неделе небольшая флотилия, в которую входили научно-исследовательское судно, две мини-подлодки и атомный ледокол - вышла в плавание из российского порта Мурманск. После того как ледокол прорубил в толстых паковых льдах в районе Северного полюса полынью размерами 25 на 10 метров, два батискафа погрузились в холодные воды. Вчера один из них водрузил на морское дно российский флаг в металлической капсуле на глубине двух с половиной миль непосредственно под полюсом. Русские сравнивают это достижение с первым полетом человека на Луну.
В плане отваги и технологий эта экспедиция вполне может сравниться с высадкой на Луну в 1969 году. Особо рискованной частью вчерашнего предприятия стало возвращение подлодок. Батискафам было необходимо точно обнаружить место, где они начали погружение - в противном случае они оказались бы заперты в ловушке подо льдом. Тем не менее, между этими экспедициями есть огромная разница. На Луне отсутствуют ископаемые, которые возможно добывать, в то время как арктическое дно, по мнению специалистов, хранит запасы нефти и газа. Безусловно, если нефть в Арктике будет найдена, добывать ее окажется крайне дорого, однако рост мировых цен и опасения за безопасность существующих резервов могут сделать цену арктической нефти более-менее приемлемой.
Данная экспедиция - один из шагов к тому, чтобы подтвердить претензии России на часть арктической территории. В соответствии с международным морским правом, каждая страна получает в свое распоряжение экономическую зону, которая простирается на 200 морских миль от сухопутных границ государства. Всем остальное дно находится в ведении Международного управления по морскому дну. Однако в 2001 году Россия заявила комиссии ООН, что воды возле ее северного побережья являются продолжением российской морской территории. Основанием для этих претензий послужил тот аргумент, что подводное образование, известное как хребет Ломоносова, является продолжением российского континентального массива. Тогда приведенный аргумент был отвергнут: представители ООН потребовали от России предоставить более убедительные доказательства. Именно это сейчас и происходит. Однако другие страны, граничащие с Арктикой, выдвигают встречные претензии. США, Канада, Норвегия и Дания понимают, что Россия претендует более чем на 460 тыс. квадратных миль новой территории - почти на половину Арктики.
Вопрос касается не столько исследований, сколько использования ресурсов. Связан он и с политикой: российский президент Владимир Путин сознает, что положение его страны зависит от статуса "энергетической сверхдержавы". В случае успеха данного начинания этот статус будет укреплен. В целом ситуация напоминает о борьбе, которая развернулась в Африке в конце XIX века за дележку континента между великими державами. Но, в отличие от Африки, нынешний спор невозможно решить по принципу права первооткрывателя. В этом смысле размещение российского флага под Северным полюсом больше напоминает эффектный жест. Хребет Ломоносова простирается до самой Гренландии, и как минимум на половину данной территории может с тем же успехом претендовать Дания, которой принадлежит остров. Необходимым окажется международное посредничество.
За всем происходящим, несомненно, скрывается горькая ирония. В последние годы доступ в Арктику стал легче исключительно благодаря климатическим изменениям. Повышение температуры моря привело к тому, что в летние месяцы лед значительно отступает и океан в большей степени открыт для судоходства. А нефть, которую Россия и другие страны надеются обнаружить в этих водах, будет использоваться в промышленности и, сгорая, станет выбрасывать в атмосферу еще больше углекислого газа, что ускорит климатические изменения. Борьба за новые источники нефти в Арктике представляет смертельную опасность для всего человечества.
Российская экспедиция стала поистине захватывающим событием, но, вероятно, было бы лучше, если бы Арктика оставалась недосягаемым для человека местом.