Кто лжет? Кто говорит правду? Заявления, сделанные Le Monde сыном "лидера ливийской революции" Сейфом аль-Исламом, бросают тень на "Союз за народное движение" (партия президента Франции Саркози). Речь шла о компенсациях, полученных за освобождение болгарских медсестер, в форме важного контракта на поставки оружия из Франции и предстоящей экстрадиции Великобританией одного из ливийцев, обвиняемого в теракте над Локерби. Николя Саркози вновь повторил, что не было "никакой" компенсации. В Елисейском дворце заявили, что не было подписано никаких контрактов на поставки вооружения в ходе визита французского президента в Триполи спустя несколько дней после освобождения медсестер, но это не означает, что вопрос о военно-промышленном сотрудничестве не обсуждался.
Впрочем, сомнения остаются. Для Триполи освобождение медсестер и врача означало переход к новому этапу процесса реинтеграции Ливии в международное сообщество, начатого после судебного процесса по факту теракта в Локерби. Совершенно нормально, что Франция позаботилась о своих дипломатических и даже экономических интересах, действуя в гуманитарной сфере. Однако то, что Париж частично взял на себя заботу о лечении маленьких ливийцев, зараженных СПИДом, несомненно, не единственный пункт соглашения. Элементарная логика наводит на мысль, что такой диктатор, как Муаммар Каддафи, не мог отпустить заложников без более существенной компенсации.
Захотев показать и попытавшись убедить, что новый президент и его супруга вдвоем настолько сильны, что добились счастливого исхода исключительно благодаря настойчивости на переговорах, Елисейский дворец столкнулся с ответной реакцией, которую можно было предвидеть. Ясно одно: "безупречная Республика", которую хотел создать Саркози, пошла на отсутствие прозрачности или даже откровенно преступные манипуляции общественным мнением.
В любом случае последняя стадия переговоров неуместно афишировалась, а роль супруги президента была преувеличена, так как он сам признал, что масштабные многосторонние переговоры длились несколько месяцев.
Создалось также впечатление, что министра иностранных дел отстранили от переговоров. Об этом, несмотря на опровержения, свидетельствует неловкость положения Бернара Кушнера, министра "открытости", который не может похвастаться приближенностью к президенту республики, достаточной для того, чтобы быть в курсе происходящего.
Конечно, об устранении тайной дипломатии из международных отношений можно только мечтать. Однако власть не может отделаться неловкими заявлениями Кушнера. Саркози должен дать объяснения, которых ждет от него страна. Чем раньше, тем лучше.