Проводившиеся в Китае на прошлой неделе крупнейшие в истории российско-китайские учения стали доказательством того, что после долгого периода враждебности времен холодной войны Москва и Пекин вновь стали стратегическими партнерами, пишет The Guardian. Впрочем, в Москве по-прежнему боятся китайской экспансии на малозаселенный российский Дальний Восток, а в Пекине осознают неравноправность отношений - ныне Китай, а не Россия, готовится оспорить американскую гегемонию.
Обе страны, пишет издание, проводя учения, хотят послать прозрачный сигнал - причем не Вашингтону или воображаемым террористам из легенды маневров, а мусульманским меньшинствам: Пекину сейчас приходится подавлять беспорядки в заселенном уйгурами Синьцзяне на северо-западе страны, а Москва уже который год ведет борьбу с сепаратистами на Северном Кавказе.
Тем не менее, вопреки кажущейся сплоченности обеих стран, появляется все больше признаков нарастающих противоречий. Никакие слова о стратегическом партнерстве не могут выбить из российских политиков глубоко укоренившийся в них страх перед "китайской экспансией". Слабозаселенный российский Дальний Восток, богатый природными и биологическими ресурсами, кажется желанной добычей для Китая. Кроме того, растет раскол и в самой России - ее азиатская часть оказалась фактически оторванной от центра, а жители Хабаровска и Владивостока предпочитают ездить на отдых и даже шопинг в Северо-Восточный Китай. Не могли не насторожить Кремль и спонтанные массовые беспорядки в дальневосточных городах в конце прошлого года после того, как московские бюрократы ввели пошлины на импорт поддержанных японских автомобилей и разорили местных бизнесменов.
Однако, по словам самих китайцев и россиян, живущих на Дальнем Востоке, это примитивное и неверное представление о ситуации - несмотря на некоторое сближение в последние годы, слишком велик все-таки разрыв в менталитетах (китайцы, поясняет автор, считают русских европейцами).
Более того, несмотря на все попытки Владимира Путина в последние 9 лет вернуть России статус сверхдержавы, ни у кого за пределами Москвы нет сомнений, кто именно оспорит гегемонию Вашингтона. В Китае в этом тоже отдают себе отчет, и потому отношения между двумя державами никогда уже не будут отношениями между равными.