"Утром 20 августа прошлого года Лиззи Армистед находилась в шведском городе Варгарда, куда приехала на соревнования", - повествует спортивный обозреватель The Times Мэттью Сайед. "Сотрудник Всемирного антидопингового агентства (WADA) пришел в гостиницу и в течение часа, вновь и вновь, звонил Армистед на мобильный телефон. Телефон не отвечал. Сотрудник известил об этом WADA, и этот инцидент был зарегистрирован как пропущенная проверка. Армистед известили, что она нарушила правила", - говорится в статье.
5 октября Армистед пропустила еще одну проверку (по ее словам, из-за "невозможности подать информацию" по "недосмотру административных органов". По правилам WADA, если спортсмен за 12 месяцев пропускает три проверки, это приравнивается к употреблению допинга и он может быть дисквалифицирован на срок до четырех лет.
Итак, еще одна ошибка - и Армистед, одна из известнейших британских спортсменок, велогонщица, от которой ждут золотой медали в Рио, сломала бы себе жизнь и карьеру. Тем не менее, 9 июня текущего года Армистед пропустила еще одну проверку, поскольку в связи с болезнью родственника не предоставила новые данные о своем местонахождении. Казалось бы, на ее карьере поставлен крест, говорится в статье.
"Когда в понедельник вечером стала известна эта новость, Армистед признала, что последовательность событий была именно такой. Она также пояснила, что 21 июля подала апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS) и дисквалификация была отменена на основании технической детали, связанной с первой пропущенной проверкой", - говорится в статье. Суд аннулировал первое нарушение, сославшись на то, что инспектор так и не постучался в дверь номера Армистед. Теперь она допущена к Олимпиаде в Рио.
Автору неясно, как Армистед могла вести себя так опрометчиво - пропустить еще две проверки после первого нарушения. Можно было бы ожидать лавины упреков в прессе в ее адрес.
Однако Сайед обнаружил: если судить по освещению этой новости на телевидении и радио во вторник, "сложилось впечатление, что белая британская велогонщица, милейшая представительница среднего класса, допустила мелкую оплошность, а затем - справедливо и своевременно - получила шанс увенчать себя лаврами в гонке".
Журналист замечает, что не имеет оснований оспаривать решение Спортивного арбитражного суда, да и Армистед ему симпатична. "Но я не могу удержаться от предположений: была бы реакция такой же, будь Армистед россиянкой, уроженкой Восточной Европы или чернокожей?" - пишет он. Когда британская бегунья Кристин Охуруогу пропустила три проверки, ее ругали на чем свет стоит, и ее репутация так и не восстановилась.
Британский бегун Мо Фарах накануне лондонской Олимпиады пропустил две проверки, и с тех пор его имя окружено подозрениями. Фарах рассказал автору, что после второй пропущенной проверки соблюдал правила прямо-таки исступленно.
"Задумайтесь также, как эта история освещалась бы, будь Армистед россиянкой - какой-нибудь "Армистедовой из Обнинска", - говорится в статье. - Известная спортсменка пропускает три проверки, пользуется услугами высокооплачиваемого адвоката за государственный счет, и суд реабилитирует ее, сославшись на техническую деталь. Конечно, это совсем другое дело, чем допинг, санкционированный государством, но разве не странно, что в Британии реакция на дело Армистед такая сдержанная?" - рассуждает автор.
По мнению Сайеда, глубинная причина в том, что мы выносим свои оценки на основе стереотипов.
Так, эксперименты в США показали: соискателей работы, чьи имена ассоциируются с черной расой ("Тайрон", "Латойя"), приглашают на собеседования намного реже, чем соискателей с "белыми" именами ("Джек", "Сара"), хотя резюме совпадают слово в слово.
"Также доказано, что коллегии присяжных и судьи часто относятся к ответчикам, руководствуясь их социальным происхождением и расовой принадлежностью, а не фактами и доказательствами", - говорится в статье.
Автор добавляет, что Армистед очень повезло: услуги ее адвоката оплачивались богатой Британской федерацией велоспорта, которую финансирует ее государство. Между тем многие спортсмены вынуждены довольствоваться услугами бесплатных адвокатов.
Автор призывает не судить огульно, но также не делать скидок "своим", когда их поведение внушает подозрения. "Армистед должна ответить на обоснованные вопросы, а мы нарушим свой долг, если их не зададим", - заключает он.