Предвыборная кампания в России сейчас в полном разгаре. Скорее всего голоса избирателей разделят между собой те политические гуру, которые считают себя выше предвыборной суеты и не хотят заниматься повседневной организаторской работой, - пишет газета.
"Наша политическая ситуация очень специфична: главную роль играют отдельные личности, - считает эксперт московского независимого Института современной политики Александр Зябрев, - идея создания политической партии, которая опиралась бы на постоянный электорат и придерживалась определенных принципов, оказалась невостребованной".
В парламентских выборах примут участие больше десятка партий, движений и блоков, большинство из которых не участвовали в предыдущих выборах, а три крупных объединения вообще появились только в этом году.
Несмотря на то, что после краха коммунизма и создания демократических институтов прошло почти десять лет, в России до сих пор существует всего лишь одна политическая партия западного типа, не зависящая от личности своего лидера и краткосрочных предвыборных целей. Ирония в том, что речь идет о Коммунистической партии, которая имеет столетнюю историю, разветвленную структуру и сотни тысяч членов - большей частью пожилого возраста. Кроме того, эта партия руководствуется давно устоявшимися философскими принципами.
Согласно последним опросам общественного мнения, КПРФ пользуется поддержкой чуть менее 20% избирателей, однако на президентских выборах 1996 г. ее лидер Геннадий Зюганов - не представляющий из себя ничего особенного - вел упорную борьбу с нынешним президентом Борисом Ельциным и получил 41% голосов.
"КПРФ является единственной партией, позиции которой останутся незыблемыми и, возможно, даже укрепятся в случае ухода нынешнего лидера, - полагает Алексей Подберезкин, который одно время разрабатывал стратегию для Геннадия Зюганова (после возникновения политических разногласий он был исключен из партии). - Для обеспечения стабильности в стране должна быть создана настоящая многопартийная система. Этот процесс идет, но слишком медленно".
Российская Конституция (1993 г.) была призвана стимулировать создание ответственных политических партий, имеющих разветвленную организационную структуру. Для этого половина мест в Думе была отведена депутатам, избираемым по партийным спискам. Однако результаты выборов оказались совершенно обескураживающими. На парламентских выборах 1993 г. почти четверть голосов избирателей было отдано за наиболее привлекательного политика, которым оказался ультранационалист Владимир Жириновский. Возглавляемая им ЛДПР продемонстрировала, как следует одерживать победу на выборах в России.
"Большинство россиян в первую очередь обращают внимание на личность политика, а не на его программу, - говорит Зябрев, - к сожалению, такой у нас уровень политической культуры. Вместо стабильной многопартийной системы мы имеем расколотый на фракции парламент, работа которого часто напоминает цирк".
Одним из лидеров нынешней избирательной кампании является блок ОВР. Он представляет собой странный и, по мнению некоторых, ненадежный союз между амбициозным московским мэром Юрием Лужковым, несколькими влиятельными региональными лидерами и наиболее популярным российским политиком Евгением Примаковым.
Согласно независимому опросу общественного мнения, проведенному в сентябре этого года, ОВР пользовался поддержкой 20,1% избирателей, несмотря на то, что до сих пор блок так и не сформулировал своей политической программы.
"Это очень непрочный союз несовместимых сил, которые решили объединить свои усилия только ради победы на выборах, - считает эксперт московского Центра изучения политических тенденций Валерий Федоров. - Они рассчитывают, что популярность Примакова позволит им получить места в Думе. Поскольку у блока нет общей программы, он предпочитают не афишировать свои политические взгляды".
Либеральное движение "Яблоко" известно своими принципами. "Мы знаем, что создать партию намного труднее, чем объединить группу людей вокруг яркой личности", - говорит депутат от "Яблока" Сергей Митрохин. По его словам, движение намеренно старается приуменьшить роль своего лидера Явлинского, чтобы подчеркнуть свою прорыночную и продемократическую позицию.
"Люди сейчас голосуют за личностей. Это может привести к изменениям в руководстве страны, но не будет способствовать развитию демократии, - отмечает он. - Для этого нужны стабильные, проводящие последовательную политику партии, которые во всех российских регионах имеют своих представителей, на деле подотчетных своим избирателям".
Борис Биленкин, на протяжении длительного времени активист общества "Мемориал", полагает, что значительная часть вины за подобное положение лежит на президенте. Несмотря на то, что Ельцин дважды побеждал на президентских выборах, он ни разу не воспользовался своим авторитетом для создания политической партии, которая могла бы опереться на легитимность президента.
"Ельцин покончил с коммунистической системой, но не смог сделать следующий шаг, - подчеркивает Биленкин. - Он предпочел действовать как царь, поставив себя над политической схваткой. Приходившие во власть молодые реформаторы не имели твердой политической опоры и могли рассчитывать только на благосклонность президента".