Как отмечается в статье, инвесторы Каспийского проекта заявили в четверг, что российский премьер-министр Путин обещал решить импортные проблемы, препятствующие строительству каспийского нефтепровода стоимостью 2,3 млрд долл., финансированием которого будут заниматься российские, казахские и западные инвесторы.
Сооружение трубопровода нужно России, если она хочет сохранить свое влияние в бассейне Каспийского моря, где она соперничает с США за доминирование на рынке энергоносителей.
Представители Каспийского трубопроводного консорциума утверждают, что жесткий валютный контроль, установленный российским Центральным банком, затрудняет КТК импорт оборудования и в скором времени может вызвать серьезные задержки в строительстве 1580-километрового трубопровода, по которому должна пойти нефть из Казахстана к российскому порту на черноморском побережье.
Один из ведущих менеджеров КТК Нейл Форчун подчеркнул, что эта проблема возникла не сегодня и требует незамедлительного решения.
По словам представителя Chevron Corp., на долю которой приходится 15% стоимости проекта, премьер-министр Путин обещал в четверг решить все вопросы в течение ближайшей недели. Согласно проекту, трубопровод будет прокачивать нефть, добываемую Chevron Corp. на Тенгизском месторождении в западном Казахстане, и должен вступить в действие в середине 2001 г.
Действующие в России нормы валютного регулирования требуют, чтобы товары были ввезены в страну не позднее 90 дней после совершения платежа. Однако создание и поставка большей части оборудования, необходимого КТК, требуют от 9 до 15 месяцев.
Правительства России и Казахстана владеют 24 и 19% трубопровода, соответственно, и рассчитывают получить миллиарды долларов в виде таможенных платежей.
Участниками Консорциума являются также следующие компании: Exxon Mobil Corp.; Lukarco, совместное предприятие российского АО "ЛУКойл" и американской Atlantic Richfield Co.; правительство Омана; Rosneft-Shell Caspian Ventures, совместное предприятие российской государственной компании "Роснефть" и Dutch/Shell Group; British Gas PLC; итальянская Agip SpA; Oryx Energy Co.; и Caspian Pipeline Ventures LLC.