Станет ли Украина членом Европейского союза? Наряду с политическими успехами Виктора Ющенко в Европе оживляются дебаты вокруг сюжета, который еще недавно считался табу. В то время как кандидат от оппозиции манит своих сторонников обещанием возможного вступления в ЕС, последний отказывает ему в этой перспективе, пытаясь взамен соблазнить преимуществами гипотетической "политикой соседства".
Делегации ездят на Украину одна за другой (в четверг туда отправилась группа из 11 парламентариев), но европейские политики выражают тревогу по поводу долгосрочных дипломатических последствий таких демаршей. Все происходит так, как если бы Европа в украинском кризисе одной ногой жала на педаль газа, а другой - на педаль тормоза.
Горячий прием, оказанный вчера в стенах Европарламента Борису Тарасюку, одному из лидеров киевской оппозиции, вызвал много вопросов. Когда стихли восторженные аплодисменты, председатель комитета по евроинтеграции украинского парламента, высказал ЕС свои четыре тезиса. То, что Евросоюз "принципиально закрывает перед нами перспективу вступления нашей страны", он назвал "безответственной" и даже нарушающей международные договоры позицией.
"Если вы не хотите, скажите об этом украинским властям прямо, не прячась за "нет", сказанное из принципа". Евродепутат от Польши Бронислав Геремек в оранжевом шарфе тут же пробил первую брешь: ЕС, сказал бывший министр иностранных дел Польши, "должен услышать надежды Украины, сказав, что для нее в его рядах есть место"...
То, что дело закрутилось с такой скоростью, не удивляет европейских аналитиков. "Если в Киеве победит прозападный лагерь, дебаты по поводу вступления Украины активизируются, особенно если в середине декабря Совет решит начать переговоры с Турцией", - поясняет Майкл Эмерсон, ученый из Центра по исследованию европейской политики. Причина одна: было бы нелогичным отказывать Украине в том, что предлагается Турции, тем более что речь идет о стране, в культурном плане к Европе более близкой, чем Анкара.
Но помимо всех прочих соображений ЕС боится попасть в трудную ситуацию. "Если на Украине все кончится хорошо, это создаст для нас проблему. Нужно будет откликнуться на ожидания страны", - заявил один европейский дипломат. К тому же было бы рискованным "изолировать" Москву, отметил он. И, как и следовало ожидать, добавил что-то насчет "более тесного партнерства"...
Европейская комиссия тоже твердит, что она не хочет "предрешать" вопроса о вступлении Украины. Впрочем, Киев "не представил своей кандидатуры", - подчеркнул один из официальных представителей Комиссии, "забыв", что сегодня у власти в стране находится пророссийский лагерь. "Мы за развитие более прочных отношений с Украиной, но сегодня у нас уже есть договор о партнерстве и сотрудничестве, резервы которого еще не исчерпаны", - добавил он. На будущей неделе Брюссель, возможно, обнародует содержание "плана действий", который может быть также распространен и на другие страны, такие, как Марокко или Иордания.
Евросоюзу, который, по выражению одного из своих представителей, впервые "выступает в международном кризисе в качестве настоящей державы", явно трудно выработать какой-то долгосрочный сценарий. А некоторые дипломаты, смущенные перспективой реагировать на "европейские" запросы какого-то там Ющенко, даже намекают, что охотно предпочли бы ему его пророссийского соперника.