В день триумфа Путина его несгибаемый противник Каспаров бросает ему вызов даже из кабинки на избирательном участке: "2 декабря - фальшивая дата. Результат уже предрешен. При помощи многочисленных махинаций будет утверждено тотальное главенство "Единой Росси". Треть избирателей будет иметь парламент, в котором они не будут представлены. То, что делает режим, незаконно. Это голосование - фарс: нам известно, что имеется огромная разница между реальностью и тем, что они хотят. Поэтому мы попытаемся аннулировать, по меньшей мере, наши голоса".
- Каким образом?
- Начиная с неголосования за Путина. Ни по одному из 11 партийных списков, представленных в бюллетене для голосования. Именно так я и намерен поступить. Я выйду из дома в половину первого и направлюсь на мой избирательный участок, который расположен рядом с домом. Потом я войду в кабину и напишу в избирательном бюллетене название "Другая Россия". Таким образом, бюллетень должен быть аннулирован.
- Чего вы пытаетесь добиться?
- Только так можно избежать зачисления бюллетеней в счет "Единой России", партии, чей избирательный список он возглавляет, или в счет других партий-сателлитов.
- Вы призвали своих сторонников поступать аналогичным образом. Вы не боитесь, что власти вновь предпримут против вас какие-то меры? Во времена СССР диссидентов лишали гражданства или вынуждали жить в изгнании.
- Мне не кажется, что этот стиль присущ нынешним властям. Однако репрессивных методов довольно много, и теперь следует ожидать чего угодно и когда угодно.
- Путин предельно ясно выразился на прошлой неделе, когда в своем выступлении на форуме сторонников "Единой России" он сказал, что, к несчастью, еще есть те, кто шакалит перед иностранными посольствами и рассчитывает на поддержку иностранных фондов.
- Глупо всерьез комментировать эти заявления, поскольку Путина недостаточно хорошо информируют те, кто пишет эти речи, и те, кто должен объяснять реальность. Безусловно, возникает не слишком приятное впечатление, когда глава государства произносит слово "шакалы" - он не должен употреблять подобной лексики. Тем не менее, я бы хотел все прояснить: мы не получаем ни единого рубля от иностранных посольств или правительств.
- Воскресный день выборов очень длинный, более того, он начался еще в субботу вечером, потому что обширная российская территория расположена в 11 часовых поясах. После того как вы проголосуете, вы запланировали что-нибудь особенное? Вчера молодые пропутинцы отмечали победу своего президента, за день до открытия избирательных участков.
- Я в два часа буду представлять свою книгу "Шахматы как модель жизни" на литературной ярмарке, которая проходит в Центральном доме художника. И там я объясню, что такое шахматы, другая политическая жизнь в России. В шахматах действуют четкие правила, и их не нарушают. У нас Кремль меняет правила, когда захочет. Но я также скажу, что мой опыт шахматиста научил меня тому, что в самой непредвиденной и ошибочной ситуации важно анализировать все позиции противника, предвидя наибольшее число его ходов.
- Поединок между вами и Путиным может быть перенесен на шахматную доску?
- Нет. Он может вынуть из кармана новую фигуру и сломать любую игру. Я думаю, что он поступит именно так. Думаю, что после этих выборов он задумал что-то радикальное. И что он начнет действовать до 23 декабря.
- Почему речь зашла об этой дате?
- До этой даты должны зарегистрироваться кандидаты в президенты. Он должен раскрыть свои истинные намерения.
- Каково реальное мнение Каспарова о Путине?
- Он хочет править, как Сталин, и жить, как Абрамович.
- Вы заявили, что с Путиным у власти существует угроза поворота к диктатуре и что эти выборы могут оказаться еще более губительными для состояния демократии в России.
- Страх властей перед теми, кто находится в оппозиции и выступает с разоблачениями злоупотреблений, нерационален. Ситуация ухудшается. Правительство заявляет, что отмечается высокий экономический рост. Но народ этого не замечает, он ощущает только, что цены взлетают до небес. И что протестовать становится опасным: достаточно подумать о том, что было сделано в отношении нас, в ходе совершенно мирного марша.
- Инфляция - настоящий враг Путина.
- Нет, она враг народа. За те пять дней, что я провел в тюрьме, я нашел сочувствие у тех самых милиционеров, которые арестовали меня. С 13 тысячами рублей в месяц (370 евро) они очень плохо живут: как и большая часть населения, за исключением тех, у кого имеется доступ к нефтяным и газовым кранам. Настоящая Россия - не та, о которой рассказывает Путин, это колосс на глиняных ногах.