Сегодня газета Corriere della Sera публикует статью, посвященную итогам саммита НАТО в Брюсселе.
На дипломатическом языке это называется "постепенное и условное" возобновление контактов. Но фактически, пишет автор статьи, это оттепель: НАТО и Россия возобновляют переговоры. После длительного молчания, ставшего следствием войны в Грузии, будет созван неформальный Совет Россия-НАТО на уровне послов.
Что касается Грузии и Украины, то им придется долго ждать, прежде чем они смогут стать членами Североатлантического альянса: никакого ПДЧ, никакого ускоренного маршрута, в отличие от других новых членов альянса, принимавшихся с 1999 года. Такую "остановку" можно считать "компенсацией", которую Москва могла получить и в которой, вероятнее всего, ей нельзя было отказать, пишет автор статьи. Это достигнутый вчера в Брюсселе компромисс, при котором никто не потерял лицо. Сама Кондолиза Райс, последний раз посетившая Европу в качестве госсекретаря, сказала, что "в принципе" не против возобновления контактов.
Что касается Киева и Тбилиси, то с ними НАТО будет работать в рамках двусторонних комиссий. Этим соискателям следует провести реформы – в юридической сфере, в вооруженных силах – в соответствии с требованиями ПДЧ. Германия опасалась, что в случае исключения этой аббревиатуры из текста документа могут появиться какие-то "ускоренные" варианты, и настояла на том, чтобы принцип ПДЧ остался. В конечном итоге Германия согласилась с компромиссом после серии переговоров в рамках "четверки" (с США, Великобританией и Францией). Согласно неофициальным источниками, Италия в числе остальных 22 стран НАТО в этих переговорах не участвовала.
Но были и другие темы, помимо предоставления ПДЧ Украине и Грузии. Министр иностранных дел Фраттини, в частности, принял участие в переговорах по средиземноморскому сотрудничеству, сообщает автор статьи. В рамках этого процесса министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни подписала договор, позволяющий начать сотрудничество между разведслужбами Израиля и НАТО в "различных областях, включая борьбу с терроризмом".
В ходе обсуждения ситуации в Афганистане глава итальянского внешнеполитического ведомства заявил, что от Италии не стоит требовать увеличения численности ее контингента. В любом случае, сказал Фраттини, "мы должны четко заявить, что теперь Европа должна стать главным действующим лицом, а не отдельные страны". Европа может обеспечить "большую гибкость, большую мобильность войск, больший вклад в плане обучения", подчеркнул он.