В сегодняшнем номере газеты La Stampa публикуется статья Франческо Сиши, посвященная возможному ухудшению отношений между Европой и Пекином.
Вопрос о Далай-ламе превратился в своего рода ядовитую пилюлю в отношениях между Европой и Китаем. Вчера пресс-секретарь правительства КНР Лю Цзяньчао заявил: "Для Франции настал момент принятия правильного решения, и мы надеемся, что она его примет, чтобы создать позитивную атмосферу и условия для развития отношений Китая с Европой и Францией". Решение, о котором говорит китайский представитель, касается встречи президента Франции, нынешнего председателя ЕС, с Далай-ламой в Варшаве 6 декабря в рамках приема в честь лауреатов Нобелевской премии за укрепление мира. Так вот, если президент Франции все-таки решит встретиться с тибетским лидером, то отношения, по словам Лю, испортятся, как с Францией, так и с ЕС.
Между Францией и Китаем еще в 60-е годы сложились особые отношения, но в настоящее время они переживают сложный период. Автор статьи отмечает, что глава французской Республики, в отличие от лидеров других стран, никогда не встречался с Далай-ламой. И встреча Саркози может оказаться еще одной "грубостью" в отношении Пекина, наряду с позицией Саркози по Пекинской олимпиаде и инцидентом, имевшим место в Париже, когда тибетский демонстрант попытался вырвать из рук китайского спортсмена в инвалидной коляске факел с олимпийским огнем. Тогда китайская пресса была переполнена гневными статьями, а молодежь решила бойкотировать французские товары и сеть супермаркетов Carrefour.
Но властям удалось погасить антифранцузские настроения, и сегодня правительство пытается не подогревать страсти, выбирая очень осторожные формулировки. В настоящее время Далай-лама уже не требует отделения Тибета, а настаивает на широкой автономии. Разногласия между Пекином и Далай-ламой продолжают оставаться огромными и, прежде всего, по вопросу о территории автономного Тибета: по мнению властей, она должна составлять половину той, о которой говорит Далай-лама.
Власти Пекина оказались в сложном положении: после весенних выступлений тибетской оппозиции большая часть китайского населения, 95% народности хан, встали на сторону правительства и против протеста тибетцев. Тибетский вопрос для многих китайцев – вопрос национального единства. И такая широкая поддержка со стороны населения сужает пространство для маневров руководства КНР, которое не может демонстрировать безразличие к европейскому турне Далай-ламы, пишет автор статьи.