"Поначалу в Сербии и Болгарии отказывались верить или же попросту молчали по поводу произошедшего", - пишет обозреватель немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Михаэль Мартенс о заморозке проекта "Южный поток". Сербский премьер-министр Александр Вучич находился во вторник с рабочей поездкой в Израиле и вплоть до вечера не проронил ни единого слова по поводу того, что за день до этого президент России Владимир Путин и глава "Газпрома" Алексей Миллер заявили в Турции о прекращении проекта. Болгарский коллега Вучича Бойко Борисов также решил не спешить с официальными заявлениями.
"При этом именно эти две страны - не считая, разумеется, самой России - понесут самые большие потери в результате решения российской стороны отказаться от "Южного потока", - отмечает журналист. Так, согласно первоначальному проекту, российский газ должен был поставляться в Болгарию и Румынию, а дальше и в другие страны, по дну Черного моря в обход Украины, и в случае его реализации "газоснабжение Сербии и Болгарии стало бы менее зависимым от конфликта на Украине". Кроме того, Болгария и Сербия, являвшиеся ранее не более чем простыми получателями газа, "повысили бы свой статус до транзитных государств в большом газовом покере".
Нежелание многих политиков говорить о "Южном потоке" в прошедшем времени связано, среди прочего, с тем, что Белград и София возлагали большие экономические надежды на газопровод, говорится далее. Даже президент Болгарии Россен Плевнелиев, высказавший жесткую критику в адрес России в своем недавнем интервью Frankfurter Allgemeine, решил оставить себе риторическую лазейку, заявив, что он "надеется на то, что ЕС не будет препятствовать строительству газопровода, если Россия проявит готовность придерживаться правил Евросоюза". В таком же ключе высказываются, как пишет автор статьи, и сербские политики, что "сразу же заставляет задать вопрос: а что может быть официальнее заявления российского президента и главы "Газпрома" на конференции?" Так, например, министр энергетики Сербии Александр Антич бодро заявил, что он пока что не получал от российской стороны уведомлений об изменениях в "Южном потоке". По его мнению, все нерешенные вопросы будут решены в ходе переговоров, и обе стороны придут к соглашению. Председатель Ассоциации экспертов газовой промышленности Сербии Воислав Вулетич, в свою очередь, считает, что сделанные Путиным и Миллером заявления являются частью их хитрой тактики. "Это был замечательный шахматный ход российской стороны, с помощью которого "Южный поток" все-таки будет реализован", - заявил Вулетич. Своими действиями Россия, уверен он, даст понять Евросоюзу, что она отвернется от него в сторону других рынков в том случае, если ЕС будет сопротивляться ей. "В результате ЕС упадет на колени и будет умолять Россию построить газопровод, поскольку Европе очень нужен газ", - добавил серб, ранее отказывавшийся делать какие-либо политические заявления, ссылаясь на то, что по профессии он инженер.
"Между тем слова о других рынках не были взяты с потолка, поскольку Россия, чью экономику сильно потрепали падение цены на нефть и падение курса рубля по отношению к доллару, хочет хотя бы частично возместить в Турции потери, обусловленные отказом от "Южного потока", - продолжает Мартенс. В результате во вторник турецкая пресса только и делала, что писала о предстоящем российско-турецком "газовом альянсе", поскольку за день до этого президент России Путин и его самый крупный "продавец газа" Миллер заявили о том, что в будущем Россия будет поставлять больше газа в Турцию, ради чего будет увеличена мощность уже существующего подводного газопровода "Голубой поток". Если уж Болгария лишена возможности вести себя как суверенное государство, то Россия, как выразился Путин, сделает газовым перевалочным пунктом Турцию. "С учетом растущих потребностей Турции мы готовы не только расширить "Голубой поток", но и построить еще одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности самой турецкой экономики, - заявил российский лидер. - Кроме того, если будет признано целесообразным, РФ может создать на турецкой территории на границе с Грецией дополнительный газовый хаб для потребителей в Южной Европе". По словам Миллера, новая трубопроводная система будет обладать той же мощностью, что и "Южный поток".
"Конечно же, невозможность дальнейшей реализации "Южного потока" является поражением и для президента Путина, - заключает автор. - Более десяти лет Путин, будучи президентом, премьером и потом опять президентом, пытался пустить российский газ в обход и южнее Украины: самолеты "Газпрома" частенько приземлялись в аэропортах Белграда и Софии, порой Путин приезжал лично, как это было, например, в марте 2003 года, когда он только приехал в Болгарию рекламировать свою идею". В ходе той поездки был подписан российско-болгарский меморандум о долгосрочном экономическом сотрудничестве в области транзита газа, который стал чем-то вроде "свидетельства о рождении "Южного потока". Вслед за первой последовали и другие поездки. "Однако все усилия оказались тщетны: рожденный в 2003 году в Софии, "Южный поток" был похоронен в 2014-м в Анкаре", - добавляет Мартенс, отмечая, что пока неясно, что будет дальше. Тем не менее, вполне возможно, что именно Турция выиграет от случившегося больше, чем какое-либо иное государство, говорится в материале.