Президент Владимир Путин приобрел колоссальную популярность благодаря тому, что повышал благосостояние россиян год от года и поклялся вернуть стране статус великой державы, пишет The New York Times. "Но теперь эта формула под угрозой после прогноза правительства, что пострадавшая экономика в будущем году скатится в рецессию", - пишут журналисты Нейл Макфаркьюхар и Эндрю Э.Крамер.
В предыдущие периоды длительного снижения цен на нефть произошли такие события, как крах советского государства и дефолт, объявленный Российской Федерацией. "Правда, эксперты подчеркивают, что сейчас у России намного выше запас прочности, чем в 1880-е годы или в 1998 году, особенно в крепком частном секторе", - пишет газета.
Некоторые аналитики полагают, что Путин, возможно, сочтет нужным смягчить агрессивную антизападную позицию на политической арене, но другие опасаются, что он поступит совершенно наоборот. "По их словам, потребность Путина отвлечь внимание от экономических проблем может вдохновить новые националистические авантюры за границей, похожие на аннексию Крыма", - говорится в статье.
"Для него это совершенно новая реальность", - сказал о Путине Сергей Гуриев (газета называет его "видным экономистом, бежавшим за границу в прошлом году"). "Всякий раз, когда Путин желал повышения цен на нефть, они повышались. Ему всегда везло, а на сей раз не везет", - пояснил Гуриев.
Поскольку обвал цен на нефть совпал с сильной экономической "турбулентностью", которая спровоцирована западными санкциями из-за дестабилизации Украины, Путин рискует остаться без "мотора", который помогал России вернуться на мировую арену.
По словам финансовых экспертов, самая животрепещущая проблема России не падение рубля и не снижение цен на нефть. "Все это мелочи по сравнению с финансовым кризисом", - сказал Владимир Милов, в прошлом замминистра энергетики, а ныне оппозиционный политик.
По словам экономистов, долг перед западными банками составляет без малого 700 млрд долларов, причем значительная доля приходится на госкомпании, которые являются стержнем российской экономики. Но санкции США и ЕС блокируют доступ к западному финансированию.
По словам авторов статьи, китайские банки просто не в силах восполнить этот дефицит, и долги рискуют истощить инвалютные резервы Кремля.
"Среди "компаний с протянутой рукой" - "Роснефть", "Новатэк", банк ВТБ, "Руснано" и РЖД", - говорится в статье. Они просят суммы, которые сильно превышают ресурсы Фонда национального благосостояния (90 млрд долларов).
В четверг Путин обратится с посланием к Федеральному Собранию. Одни ждут, что он провозгласит более либеральный экономический курс, другие ожидают большей централизации. "Некоторые экономисты считают, что суть политики сводится к пережиданию санкций - дескать, Кремль рассчитывает, что через год их срок истечет, и тогда все финансовые проблемы смягчатся", - говорится в статье.
И все же кризис, видимо, вынудит Россию сильно урезать бюджетные расходы.
Невозможно предсказать, станут ли экономические проблемы толчком к антиправительственным демонстрациям, считают журналисты. "В Москве были небольшие акции протеста медиков, осуждавших закрытие примерно 28 больниц в столице и увольнение 10 тыс. человек из медперсонала. Но эффект от экономического кризиса только начинает ощущаться", - говорится в статье. По предположениям газеты, пенсионеры могут потребовать повышения пенсий. "Но первыми в очереди будут стоять госкомпании", - говорится в статье.
"Проблема в том, что он не может выполнить свои экономические обещания, и потому ему придется удовлетворять постимперскую ностальгию, - сказал Гуриев о Путине. - Он скажет, что мы больше не богаты, но, по крайней мере, внушаем другим страх".
Журналисты замечают: экономический кризис и санкции Запада, похоже, повлекли за собой смещение аспектов в пропаганде. "Они переходят с темы величия на тему лишений, так как мы боремся с американским господством, - сказал Милов. - Это совершенно другое определение нашей миссии".