Письмена на стене: Ближний Восток является рассадником распространения. Несмотря на то что в последнее время достигнут прогресс в смысле увеличения прозрачности ядерных программ Ирана, Ирака и Ливии, чувство неуверенности сохраняется.
В регионе симптомы проявляются повсеместно: арабо-израильский конфликт продолжает полыхать. Говорят, что смена режима - наиболее эффективный путь к демократии. Ситуация в Ираке и ее влияние на региональную безопасность вызывают сомнения. Напряженность с Западом резко усилилась после сентябрьских событий 2001 года, а "война против терроризма" все чаще ассоциируется с мусульманской культурой.
На Ближнем Востоке стран, отказавшихся подписать международные договоры о запрещении ядерного, биологического и химического оружия, больше, чем в любом другом регионе. В отсутствие всестороннего урегулирования Израиль отказывается говорить о своем, по-видимому, внушительном арсенале и игнорирует требования присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Это, в сочетании с чувством неуверенности, стало для других стран толчком к тому, чтобы вооружиться таким же оружием в сопоставимых размерах. Недавнее открытие Ливией собственных оружейных программ подтверждает наличие такого импульса и напоминает о том, что чувство неуверенности требует внимания. Недавний опрос, проведенный на арабском сайте "Аль-Джазиры", показал, что более 80% респондентов выступают за то, чтобы у арабского мира было ядерное оружие.
Эта гонка вооружений в миниатюре не добавляет спокойствия никому. Кроме того, увеличивающаяся изощренность тайных программ, больший доступ к ядерным и иным оружейным технологиям и усиливающаяся уверенность в наличии черного рынка нелегальной торговли чертежами, комплектующими и знаниями повышают вероятность того, что у экстремистских группировок появится оружие массового уничтожения.
Если раньше в этом можно было сомневаться, то теперь необходимо понять, что мириться с ближневосточной ситуацией нельзя. Если мы ничего не предпримем, катастрофа будет лишь делом времени.
Множество речей произносится по поводу идеи превратить Ближний Восток в безъядерную зону. Создание безъядерной зоны было темой резолюций ООН на протяжении 30 лет при всеобщей поддержке, в том числе со стороны арабских государств и Израиля.
В 1991 году Совет Безопасности принял решение о ликвидации иракских программ по созданию оружия массового уничтожения в качестве первого шага "по направлению к созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения". Решение 1995 года о бессрочном продлении действия ДНЯО, является важной составляющей достижения консенсуса по созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке. Той же цели служила недавняя декларация Франции, Германии и Великобритании о большей прозрачности в Иране.
Однако мало что делается. Создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке не упоминается ни в кэмп-дэвидском соглашении, ни в мирных соглашениях Израиля с Египтом и Иорданией. Ближневосточные государства собрались для обсуждения этой проблемы лишь однажды, на совещании рабочей группы по контролю над вооружениями, созданной в ходе мадридского мирного процесса, но и тогда разногласия на ранних стадиях привели к провалу этой попытки.
Нынешняя ситуация, несмотря на ее сложность, открывает реальные возможности. Оружейные программы ряда стран нейтрализуются. Странам региона и мировому сообществу пора начать серьезный диалог о создании подлинно безъядерной зоны на Ближнем Востоке.
Для ее создания потребуется несколько составляющих: четкое определение географической зоны применения, членство всех стран региона, международная система проверки и контроля за соблюдением статуса, региональный механизм взаимных инспекций и сотрудничества, гарантии Совета Безопасности ООН о помощи любой стране, безопасность которой находится под угрозой.
Разработка такой структуры почти наверняка подстегнет мирный процесс. В конце концов, прочный мир на Ближнем Востоке может обеспечить всесторонний подход к проблемам безопасности, включающий в себя запрет на оружие массового уничтожения, ограничение обычных вооружений и меры по укреплению безопасности и доверия.
Любая попытка обеспечить безопасность одной страны за счет других обречена на провал. Контроль над вооружениями и меры безопасности не обязательно должны синхронизироваться с мирным процессом, но, по возможности, должны идти параллельно. Прогресс на одном фронте будет способствовать прогрессу на другом.
Мухаммед аль-Барадеи - глава МАГАТЭ. Сэр Джозеф Ротблат, физик-ядерщик, лауреат Нобелевской премии по физике 1995 года.