Новой войны не будет. Не будет даже воздушной блицоперации, чтобы остановить ядерную программу Тегерана. Почему? "Потому что атомная бомба аятолл оправдывает американское военное присутствие в Персидском заливе по меньшей мере на ближайшие сто лет". Генерал Карло Джин, председатель итальянского Центра оборонных исследований, говорит о безопасности. "Вероятно, даже желая разрушить иранские ядерные объекты, Соединенные Штаты не смогли бы этого сделать. Они находятся настолько глубоко под землей, что в ходе воздушного рейда пришлось бы использовать новые атомные проникающие бомбы, модифицированные B86".
- И Вашингтон не готов нарушить ядерное табу?
- Думаю, Вашингтон не пойдет так далеко, поэтому не будет никаких бомбардировок.
Джин, помимо прочих высоких постов, занимает должность итальянского комиссара по безопасности радиоактивного материала и директора программы по наблюдению за уже закрытыми ядерными объектами. Он встретился с корреспондентом Corriere во время конференции в Риме по европейским мерам борьбы с террористической угрозой.
- Генерал, но иранская ядерная программа действительно нацелена на создание атомной бомбы?
- Тегеран хочет иметь не только обогащенный уран, но "тяжелую воду". Первый необходим для ядерных стрежней на АЭС, но "тяжелая вода" служит лишь для создания водородной бомбы. Делайте выводы.
- Почему Иран не имеет права на свою атомную бомбу?
- Он присоединился к Договору о ядерном нераспространении.
- Но ведь не многие в мире соблюдают этот договор?
- Дело вот в чем. Задаваясь вопросом, что Иран будет делать с бомбой, выдвигаются три предположения. Он может использовать ее как средство сдерживания. В том смысле, что ядерное государство нельзя припереть к стенке. Но, если Соединенные Штаты не наносят удар сегодня, нет смысла сдерживать их в дальнейшем. Вторая теоретическая польза от бомбы - демонстрация собственной мощи: путем нанесения ядерного удара по Израилю, например, или для захвата нефтяных месторождений у соседей. Однако в этом случае, и иранцы прекрасно осознают это, на следующий же день Вашингтон превратит Иран в руины. Даже безумец не подумает использовать ядерную бомбу таким образом.
- И третье предположение?
- Передать атомную бомбу террористам. Но риск велик. В первую очередь потому, что террористы могут восстать против самих же аятолл. Кроме того, они опять же ставят себя под угрозу самых суровых ответных мер со стороны США.
- Если атомная бомба бесполезна, зачем так упорствует Тегеран, а президент Джордж Буш повышает тон?
- Аятоллы рассчитывают компенсировать существование израильской бомбы, чтобы достичь таким образом паритетных позиций, с которых более выгодно вести переговоры. Что касается американского президента, мне не кажется, что он слишком повысил голос. Более того, если кто-то чрезмерно разволновался, так это европейцы, потому что они выступают за демонтаж предприятий по обогащению урана, в обход Договора о ядерном нераспространении. Немецкая, французская и британская дипломатии настроены патетически: они заранее отказались от применения силы.
- Усилия европейцев оказались напрасными, теперь очередь за Соединенными Штатами. Какие шаги они предпримут?
- Двусторонние соглашения, как они поступают всегда. Они согласятся с наличием атомной бомбы, заключив договоренности, это мое предположение, об использовании Ормузского пролива или об отказе Ирана участвовать в перевооружении Ирака. Но, прежде всего, они добьются от Ирана, теперь уже ядерной державы, согласия на присутствие США в Персидском заливе.
- А без иранского согласия они уйдут из этого региона?
- Конечно же, нет, США останутся в Багдаде. Просто иранская атомная бомба делает их пребывание в этой зоне законным в глазах арабских стран и Турции. Оно становится элементом стабилизации, а не оккупации, с которой следует покончить как можно скорее.