Ровно семнадцать лет назад одна книга была брошена в костер, а ее автор - приговорен к смерти фетвой. Сегодня место "Сатанинских стихов" Салмана Рушди заняли "сатанинские рисунки" датской газеты, тоже обвиненной в святотатстве. За несколько дней история, начавшаяся четыре месяца назад, приняла черты кризиса, который в очередной раз проливает свет сразу на несколько конфликтов.
Во-первых, это конфликт между двумя системами ценностями, одна из которых проникнута светскостью и более или менее терпимо относится даже к самым резким антиклерикальным выпадам, а другая видит в религии основу идентичности народов и режимов и потому считает любой выпад против нее нетерпимым. На этот антагонизм накладывается другой, затрагивающий основу основ демократического общества, а именно свободу слова, в данном случае - печати.
Накаленная атмосфера, царящая вокруг этих карикатур, красноречиво свидетельствует о том, насколько трудно сегодня публично касаться некоторых тем. Проблематичная еще 20 лет назад, публикация романа Рушди была бы сегодня практически невозможна, и этот накал религиозной напряженности связан лишь с одной религией. Нетерпимость христианских интегристов сейчас носит менее яростный характер, но она в той же мере заслуживает осуждения.
Миллионы мусульман вправе чувствовать себя оскорбленными рисунками, отождествляющими ислам с терроризмом, а воинствующая исламофобия так же отвратительна, как антисемитизм и расизм. Но сила демократии и свободы заключается в том, что они дают возможность самовыражения - в рамках закона - даже своим врагам. И об этом принципе важно напоминать в мире, который каждый день пытается все больше его ограничить.