Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 февраля 2010 г.

Кейхел Милмо | The Independent

Киргизия: куда подевались все мужчины?

Традиционная культура Киргизии выдержала череду нашествий, от монгольских орд до советской армии, но теперь ей угрожает нищета и вынужденное возвращение к кочевничеству, пишет The Independent. Целое поколение молодых мужчин покинуло сельские районы Киргизии и ищет работу за границей, поясняет корреспондент Кейхел Милмо. Так, из селения Темир-Канат в горах Тяньшаня уже уехало 75% жителей работоспособного возраста, а всего Киргизию покинуло около 800 тыс. мигрантов, в основном мужчины в возрасте 18-35 лет.

Зимой в Темир-Канате, расположенном в 200 милях восточнее Бишкека, часто бывает сорокаградусный мороз. Добраться в селение можно только по обледеневшей дороге через перевалы на высоте 2 тыс. метров. Все тяготы быта лежат на плечах старух-пенсионерок, чья пенсия не составляет и 25 фунтов в пересчете на английские деньги. "Поэтому Темир-Канат - деревня-призрак, где подавляющее большинство населения - старики и маленькие дети", - говорится в статье. 74-летняя Какен Киргизова растит троих внуков на одну пенсию. Сын уехал на заработки в город, но ничего не присылает. "Мы питаемся лапшой и чаем, потому что я больше не могу ничего выращивать. Печку топим лепешками из навоза", - говорит она.

"Этот замкнутый круг эмиграции и долгов начинает изглаживать обычаи, на которых держится культура Киргизии", - пишет газета. Критики правительства уверяют, что власти ничего не имеют против эмиграции молодежи - "вытесняется общественный слой, который наиболее склонен к руководству политическим мятежом", говорится в статье. Поэтому в сельских районах остается все меньше парней, способных продолжать традиции животноводства и охоты. "Когда-то искусство пастушества, охоты и верховой езды передавалось от деда к внуку. Какой ребенок теперь станет жить 40 лет на одном месте, чтобы заботиться об охотничьем соколе?" - сетует 78-летний аксакал Саламат Омуров. Семьи вынуждены специально нанимать пастухов для своих стад и табунов.

В индексе нищеты ООН Киргизия стоит ниже Экваториальной Гвинеи и Гайаны. В 2004-2008 годах около 800 тыс. киргизов наскребли 100-500 долларов на дорогу и отправились работать "на стройплощадки, табачные полях и фабрики от Петербурга до Сибири", - пишет газета. Возможно, реальная численность мигрантов выше, так как до 90% работают за границей нелегально, поясняет издание. В 2008 году киргизские мигранты прислали домой 1,2 млрд долларов - 27% ВВП страны. Но в бюджете "сверхбедняков" из Темир-Каната и подобных мест доля денежных переводов - менее 5%.

В Киргизии много говорят о том, как ужесточилось отношение имущих к неимущим. Тех, кто не в силах по традиционному обычаю внести определенную сумму на свадьбу или похороны, подвергают остракизму. "Попытки воспрепятствовать коррозивному эффекту миграции находятся в зачаточном состоянии", - отмечает газета, поясняя, что государство лишь повысило пенсии на 2,8 фунта в качестве компенсации за планируемое тройное подорожание электричества.

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru