Играя на противопоставлении недовольного городского среднего класса и благодарной ему провинции, Путин попадает в самую точку, к тому же он ловко дистанцировался от "партии жуликов и воров", пишут СМИ. С декабря протестное движение "частично растеряло драйв", его программа и руководство имеют размытые контуры, но 4 февраля большой митинг в Москве состоится при любой погоде, сообщают недовольные морозами иностранные корреспонденты.
На очередном митинге лидеры российского протестного движения столкнутся с силой, которая, возможно, намного могущественнее любых правительственных сил, - с погодой, утверждает The New York Times. Согласно прогнозам, 4 февраля будет до -10, ужасается Майкл Швиртц. "На таком холоде бывает трудно дышать, а не то что писать в "Твиттер". Организаторы спешно придумывают, как убедить людей выйти на улицу и сохранить в них жизнь хотя бы на то время, которое требуется для декларации их политической позиции", - пишет журналист.
У движения есть и другие проблемы. Лидеры оппозиции все больше расходятся во мнениях по вопросу о том, как удержать накал протестов. По мнению аналитика Маши Липман, с декабря движение "частично растеряло драйв": "Его программа не очень четкая, нет руководства. Плюс погода".
Британская The Guardian рассказывает, что "феминистская панк-группа Pussy Riot бунтует у стен Кремля". "Восемь женщин встали в ряд напротив Кремля. Их лица были скрыты под лыжными шапками ярких неоновых расцветок, кулаки с вызовом молотили воздух. Пока их не увела полиция, члены группы успели прокричать свой панковский гимн".
По данным издания, группа была создана в октябре прошлого года, вскоре после того, как Путин объявил о планах вернуться на президентский пост. "Многие из нас после этого заявления ночей не спали. И мы решили: черт подери, надо что-то делать", - говорит одна из основательниц коллектива, известная под ником "Тюря". Выступление в середине января на Красной площади мгновенно вознесло группу в "пантеон" российского протестного движения, говорится в статье.
"Культура протеста должна развиваться. Одна форма у нас есть, но нужно много разных форм", - считает Тюря. Члены группы не боятся ареста. "У нас есть опыт, нас и раньше задерживали на митингах", - сказала Тюря. "Революцию следует делать женщинам. Пока нас не так сильно бьют и реже сажают", - заявила Гараджа.
На шествие в субботу они придут не в своих радикальных нарядах, добавляет журналистка.
Раз городской средний класс не хочет видеть Владимира Путина, он поворачивается к другим горизонтам, пишет Le Monde, рассказывая о митинге в Кемерово, где Путин обещал горнякам и рабочим золотые горы. "Знаю, что здесь живут и трудятся ответственные, серьезные люди, которые знают жизнь изнутри, а не только ее глянцевую сторону. (?) И страна наша всегда, я хочу это подчеркнуть, страна наша всегда, особенно в трудные времена, опиралась на мощное, крепкое плечо горняка или металлурга", - приводит слова премьер-министра издание.
"Публике понравилось. Играя на противопоставлении избалованного среднего класса городов европейской части страны, выходящего на манифестации, и рабочего класса из глубинки, поддерживающего его, Владимир Путин попадает в самую точку", - считает корреспондент Мари Жего. Есть две России: городская Россия среднего класса, стремящаяся к переменам, и провинциальная Россия, где топят дровами и мечтают о водопроводе. Именно на эту не избалованную Россию делает ставку кандидат Путин, говорится в статье.
"Что касается большого шествия оппозиции, намеченного на 4 февраля, он его не боится. В этот день пропутинцы тоже проведут манифестации. Кроме того, у их предвыборного штаба есть идеи. Например, отправить в провинцию делегацию депутатов новой Думы от Народного фронта. И вот токарь-пенсионер из Перми, учительница истории из Саратова и бывший металлург из Нижнего Тагила бороздят глубинку вместе с доктором Рошалем и руководителем предвыборной кампании Путина Вячеславом Володиным. "Настало время сказать "нет" этим клоунам с Болотной площади. Этих козлов - сюда, на Урал, в рабочие коллективы!" - заявил токарь Трапезников на мероприятии в Екатеринбурге.
"Однако интернет-молодежь не обращает ни малейшего внимания на эти срежиссированные от А до Я сборища. Они предпочитают смотреть на Youtube последний модный ролик - песню ветеранов ВДВ", - сообщает газета. Кроме того, журналистка замечает, что 30 января после заседания, посвященного инновациям, Путин поставил свечку перед иконой Тихвинской Божьей Матери. "Каким бы крепким ни было плечо горняка, лучше заручиться поддержкой в высших сферах. Тем более что перед этой чудотворной иконой побывали все русские цари, за исключением Николая II, который известно чем кончил", - заключает Мари Жего.
45-летний Андрей Смирнов, рабочий Ярославского моторного завода (ЯМЗ), похож на идеального пролетария с советской открытки, повествует корреспондент The Los Angeles Times Сергей Лойко. Сегодня Смирнов доволен своей жизнью, притом что с дрожью вспоминает лишения в первые постсоветские годы. "Он считает, что изменение курса страны в те черные дни - заслуга одного человека, российского лидера Путина", - говорится в статье.
Антипутинские протесты в Москве попадают на страницы мировой прессы, но в провинции многие продолжают держаться за Путина, считая, что он принес им стабильность. "Мы понимаем, что Путин не святой и коррупция в стране ужасная, но мы не хотим революций", - пояснила жена Смирнова Елена. Супруги вспомнили ужасный канун Нового года в начале 1990-х, когда у них не было ни копейки, одни ваучеры на приватизацию. Елена получала мало, мужу месяцами задерживали зарплату. С тех пор семья купила японский автомобиль и трижды отдохнула в Турции и Египте.
Рабочие завода, с которыми побеседовал корреспондент, также приписывали все успехи в своей жизни Путину. "Если власти попросят помочь разогнать митинги оппозиции, я приеду и приложу все силы для их подавления", - заявил один из них. Парадоксально, что рабочие поддерживают Путина, но не лояльны к "Единой России", отмечает журналист. На парламентских выборах эта партия получила в Ярославле самые слабые результаты, если сравнивать с другими крупными городами. "Ловкий Путин сумел дистанцироваться от партии задолго до парламентских выборов: возможно, он сознает, что рабочие традиционно ненавидят чиновников всех уровней, подозревая их в коррупции", - пишет Лойко.