Президент Украины Виктор Янукович, придя к власти, постепенно ввел полуавторитарный режим, пишет Леонардо Морлино в статье, напечатанной в еженедельнике L'Espresso.
"10 лет назад, в рамках расширения Европейского союза и в свете собственной "оранжевой революции" Украина, казалось, начала движение в направлении демократии и сближения с Европой. В эти годы США, ЕС и Германия были главными щедрыми донорами страны (особенно в 2003-2010 годах). Осуществлялась и международная деятельность по стимулированию прав человека и уважения к законам, сопровождавшаяся хорошими результатами в экономической сфере, - говорится в статье. - Сегодня же страна оказалась в совершенно иной ситуации. Многие комментаторы открыто говорят о гражданской войне. Оппозиция объединилась, мобилизовалась и стала весьма радикальной. Ситуация, по-видимому, вышла из-под контроля президента Януковича".
"Перелом произошел в феврале 2010 года, когда был избран нынешний президент, - полагает автор. - Он постепенно изменил политический порядок в стране: некоторые решения были направлены, в том числе, и на устранение оппозиции, в тюрьме оказались Юлия Тимошенко и бывший министр внутренних дел Юрий Луценко. Одновременно более жестким стал контроль не только над прокуратурой, но и над финансовой самостоятельностью СМИ. Иными словами, Украина за несколько лет превратилась в полуавторитарный режим".
"В сфере внешней политики Янукович продолжал вести переговоры по ассоциации с ЕС. Когда стали очевидными негативные аспекты этого соглашения, Путин пообещал экономическую помощь, в которой так нуждалась Украина. Если бы соглашение было подписано, Украина интегрировалась бы в европейский рынок, что привело бы к реструктуризации экономики, управления и в перспективе к изменению самого украинского общества", - отмечает автор статьи.
"Однако Янукович принял предложения российской стороны. Сформировался альянс с Путиным, что лишило оппозицию пространства. Удаление от Европы означает усиление контроля президента над всем социальным пространством. Оппозиция усмотрела в этом самую большую опасность: переход от гибридного режима к реальным формам авторитаризма - как в Белоруссии и России, - пишет автор. - Таким образом, оппозиция должна была вмешаться. Репрессивная реакция президента подтвердила правоту оппозиции, ставшей более сплоченной и радикальной. На данный момент раскол между проевропейскими и пророссийскими регионами превратился в реальный сценарий - несмотря на попытки найти разумный компромисс, например, в виде отмены репрессивных законов и обещания Януковича амнистировать арестованных диссидентов".