Корреспондент The New York Times Нил Макфаркар обсудил с экспертами антикризисный план, представленный на прошлой неделе министром финансов РФ Антоном Силуановым. Собеседники газеты "почти единодушно списали его как неадекватный", говорится в статье.
По словам Макфаркара, "многочисленные владельцы бизнеса и люди, ранее занимавшие высокие посты в правительстве, в интервью сказали, что Кремль, по их мнению, будет реагировать на кризис так же, как в 2008 году, - ликвидацией его последствий без фундаментальных перемен".
"Это филькина грамота. Много слов и мало конкретики", - отозвался об инициативе правительства "российский олигарх" Александр Лебедев. Алексея Улюкаева, недавно заявившего, что у России огромные денежные резервы, которые позволят ей пережить тяжелые времена, Лебедев назвал "буддистом".
На дефицит подробностей обратил внимание и главный редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков. "Путин считает, что через полгода цены на нефть пойдут вверх. Таково его глубокое убеждение, - считает Ремчуков. - Если мы не развалимся, то через два года будем в шоколаде".
"Они пытаются свести концы с концами (...) и надеются, что цены на нефть вырастут, надеются, что можно кое-что откорректировать, и все пройдет, - сказал Кеннет Рогофф, профессор экономики из Гарварда, в прошлом главный экономист МВФ. - Аппетита к фундаментальным реформам у них нет. Они будут просто выжидать". Рогофф отметил, что правительства в принципе склонны недооценивать скорость, с которой иссякают их финансовые резервы, передает корреспондент.
Макфаркар считает, что над экономикой России "висит дамоклов меч: не кончатся ли 385 млрд долларов государственных резервов раньше, чем вырастут цены на нефть". "В 2008 году цены быстро восстановились, а последствия финансового кризиса начали сходить на нет. Но в этот раз, вероятно, будет по-другому, говорят эксперты. Россия, по их словам, не готова принять меры к стимулированию экономического роста, чтобы компенсировать потерю доходов от продажи нефти, или, возможно, не в состоянии сделать это, - говорится в статье. - В реакции Кремля вера в скорое возвращение цен на нефть к прежнему уровню сочетается с хвастовством на государственном уровне, что ради отечества россияне выдержат любые трудности, в том числе будут меньше есть".
"На протяжении многих лет вокруг Путина идет борьба между консервативным, националистически настроенным истеблишментом и его либеральными экономическими советниками, - напоминает автор. - Путин своими решениями, начиная с огромных инвестиций в модернизацию вооруженных сил и заканчивая военной авантюрой на Украине, последовательно укрепляет позиции силовиков в ущерб экономистам".
"Он боится отпустить ситуацию, - комментирует Игорь Юргенс, президент Института современного развития. - Тем, кто проводил бы реформы, пришлось бы дать куда больше свободы". По его словам, паники в Кремле пока нет, ведь российское государство - "это большая махина, у которой еще остались деньги, которая до сих пор продает очень много нефти и газа, у которой до сих пор большие доходы. Терпимо. Есть водка, продукты на столе, соленые огурцы. Справимся".