"Большая восьмерка" появилась на свет во время первого энергетического кризиса. Теперь же, именно тогда, когда разразился газовый конфликт, начинается председательство России в этой организации
Как-то раз шесть глав шести богатых индустриальных стран грелись у камина во французском Рамбуйе. Это происходило в 1975 году. Первый крупный нефтяной кризис тянулся уже два года, его следствием стали неполная занятость, безработица, рост расходов на социальные нужды и галопирующая инфляция. Все это привело шестерых лидеров к созданию группы шести ключевых индустриальных государств - для того чтобы нести тяжкое бремя вместе. Вскоре к шестерке присоединился седьмой член, и после этого США, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония и Канада стали называться "большой семеркой". В 1998 году в ее состав вошла восьмая страна - Россия.
Это могло показаться странным, так как в то время Россия находилась в глубокой экономической пропасти. Балансируя на грани государственного банкротства, Россия хотя и была большой страной, пожалуй, ее даже можно было назвать промышленно развитой, но при всем том она никак не являлась ведущим индустриальным государством. В результате группа стала называться "большой семеркой" плюс Россия. С первого дня этого, нового года Россия не просто является полноправным членом группы ведущих индустриальных государств, которая теперь должна называться "большой восьмеркой" - она еще ее и возглавляет.
Из этого можно сделать вывод, что всего за восемь лет Россия добилась таких успехов, что ее стало возможным причислить к крупнейшим экономикам мира. Но вот еще одна странность: Индия, Южная Корея, Бразилия, Австралия и даже Мексика - все эти страны являются гораздо более крупными национальными экономиками, чем Россия. Темпы экономического роста (в среднем - 7% в течение последних четырех лет) не помогли России хотя бы войти в список крупнейших экономик мира. Поэтому в последние годы на саммитах "большой семерки" Россия находилась на положении бедной родственницы. На совещания по финансово-политическим и валютным вопросам она не допускалась. Ведь рубль до сих пор не является свободно конвертируемой валютой. Так почему же "большая семерка" включила в свой состав Россию?
Потому что Россия хоть и не является индустриальной страной, но она владеет огромными сырьевыми ресурсами. Потому что ее запасы нефти и газа дают руководству страны возможность вести себя как ведущая индустриальная держава. В последние дни это было продемонстрировано на примере газового конфликта с Украиной. Политическое решение России на энергетическом уровне, кроме того, сказалось на положении национальных экономик Западной Европы. Возможно, поэтому Россию хотят видеть в группе ведущих индустриальных государств не только как кандидата. Хотя президент Путин постоянно заверяет, что не будет пользоваться сырьевым богатством страны как средством политического давления, однако нынешняя газовая война с Украиной доказывает обратное. Явится ли полноправное членство России в "большой восьмерке" гарантией против ее подобного поведения?
Повышение цен на газ для Украины не вызывает никаких возражений. Как и то, что Россия в конфликте с соседним государством защищает свои интересы. Однако поведение, заключающееся в угрозах и давлении, не позволяет надеяться на то, что политическое руководство России будет в дальнейшем опираться на такие средства, как дипломатия и готовность к компромиссу. Надежды на Россию после распада Советского Союза оказались напрасными. В потенциально богатой стране большая часть населения - вне Москвы - все еще живет в бедности и во все возрастающем неведении. Обещанием осталась и демократия в России. Модернизации страны, ее промышленности, ее политических институтов с приходом к власти президента Владимира Путина пришел конец. В будущем "большая восьмерка" превратится в "большую семерку" плюс "Газпром".