Урезав газовые поставки на Украину, Россия пересекла опасную черту. Хотя у Москвы есть законные основания быть недовольной диспутом с Киевом, ее действия безответственны. Перебои в поставках на Украину навредят усилиям России, нацеленным на то, чтобы утвердиться в роли заслуживающего доверия поставщика энергии. Также это бросит тень на попытки президента Владимира Путина усилить глобальное влияние России. Год председательства России в "большой восьмерке" не мог начаться более сложно.
Москва имеет полное право прекращать льготные сделки, по которым бывшие советские республики покупают газ. Учитывая высокие мировые цены на энергоносители, повышение цены оправдано с коммерческой точки зрения. Также более высокие цены благоприятны в экономическом и экологическом отношении, так как они заставят печально известных своей нерациональностью потребителей энергии сократить излишние траты.
Однако мотивы Кремля, в основном, политические. Путин мстит Украине за триумф Виктора Ющенко, ориентированного на Запад президента, в "оранжевой революции". Россия также озлоблена потерей престижа, раздражена стремлением Киева вступить в Европейский союз и НАТО и опасается прецедента, созданного успешным демократическим переворотом.
"Газпром", российский газовый гигант, поднимает цены на газ по всему бывшему Советскому Союзу. Грузия, Армения и Азербайджан столкнулись с поднятием цены с 60 долларов за тысячу кубометров до примерно 110. По прибалтийским государствам ударило увеличение с 80-95 долларов до 120. Эти страны могут с завистью смотреть на Белоруссию, которая платит 50 долларов и вообще избежала какого бы то ни было повышения цен - в знак политической благосклонности России к президенту-диктатору Александру Лукашенко. Однако с учетом того, что "Газпром" поставляет газ в Западную Европу по 230 долларов за тысячу кубометров, все эти страны все равно получают большую скидку.
Украина находится в другой лиге, и Россия добивается повышения с 50 до 230 долларов - то есть с самой низкой экспортной цены до самой высокой. Подобное выделение одного клиента не имеет никакого отношения к коммерческой логике. То есть Россия жестоко поигрывает своими политическими мускулами.
Но если Москва надеется вынудить Киев повиноваться, ее может ждать разочарование. Скоро состоятся решающие парламентские выборы: этот диспут, вероятно, пойдет на пользу сторонникам Ющенко и почти наверняка навредит ориентированным на Россию партиям. Кризис также укрепит усилия Украины по сокращению зависимости от российского газа через альтернативные поставки. То же верно и в отношении балтийских государств, Центральной и Западной Европы.
Россия настаивает, что не сокращает объемы поставок в ЕС, урезая лишь украинский газ, который идет по тому же газопроводу. Она обвиняет Украину в "воровстве" газа, предназначенного для других потребителей. Украина утверждает, что лишь взимает платеж за газ, поставляемый на Запад, в соответствии с существующими договоренностями.
Этот запутанный спор показывает, как тесно связаны интересы производителя и перевозчика. Единственный ответ - это скорейшее урегулирование при постепенном повышении цен, на котором настаивает Россия.
ЕС не реагирует с должной быстротой. Чиновники так не хотят прерывать свои каникулы, что первая встреча ЕС, посвященная кризису, состоится лишь завтра. Учитывая, что венгерский импорт газа сократился на 40%, а словацкий - на 30%, это свидетельствует о постыдном отсутствии европейской солидарности.
ЕС требуется более интегрированная энергетическая политика. Лучший способ взаимодействовать с Россией на энергетическом рынке - это выступать объединенным фронтом или, по крайней мере, занимать скоординированную рыночную позицию. Такая единая позиция не обеспечит прямой защиты Украине. Однако она осложнит для России возможность оказывать давление на своих клиентов.
В качестве первого шага Герхард Шредер, бывший канцлер Германии, должен еще раз обдумать свое решение работать в "Газпроме" председателем запланированного газопровода по Балтийскому морю. Он не должен одалживать свое имя столь вопиющему инструменту российской политической власти.
Путин ценит председательство России в "большой восьмерке" за тот престиж, который оно принесет России как главе клуба мировой элиты. Он также хочет использовать председательство Москвы для дискуссий по мировой энергетической политике. ЕС, США и Япония должны сказать Путину, что, если он хочет сохранить свое место среди мировых лидеров, он должен вести себя как один из них.