Российский президент готовит свой уход. Вопрос о том, уйдет ли он насовсем, отступит всего на шаг в сторону или променяет политику на бизнес, до сих пор остается открытым. Пока что Владимир Путин говорит загадками. Однако уже сейчас в стране становятся очевидными первые признаки нервозности
Опираясь на доверие граждан, он и дальше мог бы проводить преобразования в стране, туманно намекнул Владимир Путин во время своей ежегодной тщательно срежиссированной пресс-конференции. Он уходит, но не совсем - для населения страны, проживающего от Санкт-Петербурга до Владивостока это становится главным вопросом года: куда пойдет страна, когда человек, который восемь лет управлял ею как царь, весной 2008 года уйдет насовсем или только сделает шаг в сторону?
Уже сейчас налицо первые признаки нервозности: предприниматели жалуются на возрастающую коррупцию. Многие бюрократы хотят нажиться на смене власти. Впервые приводятся официальные данные ежегодного объема взяток: заместитель генерального прокурора России Александр Буксман недавно в одном интервью назвал эту сумму - 250 млрд долларов - это примерный эквивалент бюджета страны за 2005 год. Transparency International поместила Россию с ее индексом коррупции на 126-е из 159 мест. В 2004 Россия стояла еще на 90-м.
Аналитики из Citigroup с осторожностью делают прогнозы на будущий год: несмотря на резкий рост экономики, составляющий около 7%, и сверхликвидность, основанные на сырьевых богатствах страны, в прогнозах на первый план выходит другая стандартная формулировка: "политическая нестабильность". Теории заговора множатся с каждым днем.
Такие события, как убийство критически настроенной к Кремлю журналистки Анны Политковской и жесткие санкции против Грузии и ее граждан, находящихся в России, воспринимаются в политической Москве практически как предвестники смены режима.
При этом становится все более очевидным, насколько далека Россия от стабильной демократии: как при выборной монархии, президент сам назначает своего преемника, который затем встает во главе государства в результате референдума. С поддержкой населения, равной 70%, и тотальным контролем над СМИ Путину легко удастся обеспечить своему кандидату необходимое число голосов. Многие проголосуют за него просто потому, что он протеже Путина.
Однако Россию нельзя назвать стопроцентной диктатурой. Эксперты из Nixon Center прогнозируют, что Кремль в течение этого, 2007 года, будет внимательно следить за тем, как избиратели относятся к предполагаемым кандидатам - в настоящее время ими являются представитель либерально-экономического крыла вице-премьер Дмитрий Медведев, а также министр обороны Сергей Иванов. Кремль будет также отслеживать и то, с помощью каких программ и идей можно организовать большинство населения страны. Одновременно власть имущие позаботятся, чтобы не возникло никаких альтернативных фигур, претендующих на пост президента. Для этого в руках Кремля сосредоточен целый арсенал различных средств: от СМИ до ряда законов и таких структур, как молодежная организация "Наши", которая может помешать мероприятиям, организованным оппозицией, или даже дискредитировать их. Новый закон о деятельности неправительственных организаций, который натолкнулся на Западе на волну острой критики, доделает все остальное, и в результате альтернативные голоса не будут услышаны в России, а структуры гражданского общества прекратят свое развитие. Многие неправительственные организации уже сейчас заняты только вопросами собственного выживания.
Однако в лагере оппозиции не хватает не только единства, но прежде всего авторитетных представителей: единственным презентабельным политиком может считаться Михаил Касьянов, бывший премьер-министр эпохи Ельцина. Несмотря на то что он привносит в оппозиционные ряды политический опыт, ему не хватает харизмы и морального авторитета для того, чтобы стать реальным противником Кремля.
Перестройка политической системы шагнула во время второго президентского срока Путина дальше и нацелена прежде всего на то, чтобы сделать возможной организованную смену власти: президенты (автономных) республик и губернаторы теперь избираются не в ходе всенародного голосования, а назначаются региональными парламентами, которые, в свою очередь, голосуют только за тех кандидатов, которых одобрил Кремль. Подобные строгие предписания делают невозможным возникновение новых партий.
Во время выборов в Госдуму, которые пройдут в 2007 году, наряду с 7-процентным барьером будет действовать и избирательное право, основанное на принципе пропорционального представительства: независимые кандидаты, которые сегодня еще остались в российском парламенте, не будут иметь ни единого шанса пройти в новый. Теперь будет невозможно перейти из одной парламентской фракции в другую, иначе мандат будет аннулирован. Депутаты прокремлевской партии начали новую наступательную операцию: минимальный процент явки избирателей должен быть отменен. Тем самым они хотят застраховаться от риска, что возрастающее раздражение россиян от подобной политики сорвет проведение выборов.
Несмотря на попытки управлять всеми политическими процессами в стране, кремлевскому руководству "организованная передача власти" дается, похоже, с трудом. Наблюдатели, к примеру Йенс Зигерт из фонда им. Генриха Белля, уже с 2004 года отмечают старания Кремля расставить приоритеты таким образом, чтобы обеспечить сохранность конечной цели, то есть сохранение стабильности своего господства. При этом не у дел остались такие важные проекты, как социальная реформа и реформа управления. Это произошло, в частности, из-за того, что Кремль не является эффективным и сильным центром власти, а представляет собой сосредоточение различных групп интересов и кланов, которые стремятся к достижению собственных политических и экономических целей.
Политтехнологи в окружении президента Путина также допускают ошибки. Так, они по всей видимости неправильно прогнозировали успехи леворадикальной партии "Родина" - искусственный продукт, призванный "оттянуть" на себя часть голосов коммунистов, вышел из местных выборов с лучшими показателями, чем пропрезидентская партия "Единая Россия". "Родина" не могла и дальше продолжать держаться на волне успеха: вместе с "Партией пенсионеров" и "Партией жизни" она вошла в состав вновь образованной "Справедливой России", которая в качестве второй крупной партии правого толка должна наряду с "Единой Россией" определять парламентскую жизнь страны.
Этот год покажет, насколько успешно удалось кремлевским стратегам выстроить государство и экономику. Согласно опросам, россияне, как и прежде, мало доверяют государственным институтам - за исключением президента, который, являясь "харизматичным лидером", стоит как бы выше проблем своей страны, заключает эксперт по России Зигерт.
Связующий элемент, на котором сейчас держится страна и который делает невозможным "оранжевую революцию", подобную украинской, состоит из двух компонентов: возрастающего благосостояния и национализма. "Россия вернулась" - вот один из рефренов, который по душе, прежде всего, президенту.
Средний доход граждан страны вырос за последний год примерно на 10%, в Москве - почти на 20%. Несмотря на инфляцию, у многих в кошельках появились деньги и разразился настоящий покупательский бум. Правительство расквиталось с долгами, а кредитоспособность российских компаний позволяет им выходить на мировой уровень, устремляясь на международные биржи.
Однако у роста российской экономики есть один нюанс: он основан на экспорте сырьевых ресурсов и на нефтяных ценах. Если цена на нефть в течение продолжительного времени будет держаться на отметке ниже 50 долларов за баррель, это негативным образом скажется и на каждом россиянине. Банковский сектор, несмотря на явные признаки выздоровления от "мини-кризиса" 2008 года, еще некрепко стоит на ногах.
Александр Леманн, эксперт по России из Европейского банка реконструкции и развития (EBRD), считает, что страна находится в экономическом плане на распутье: существует вполне реальный шанс, что Россия сможет удвоить свой ВВП в ближайшие 10 лет. Это является одной из целей, поставленной перед страной администрацией президента. "Однако важные шаги на пути к достижению этой цели должны быть предприняты уже в ближайшие два года", - считает Леманн. Правительство должно провести целый ряд реформ. "Высокие показатели прямых инвестиций из-за границы наряду с частными инвестициями станут хорошим знаком", - говорит эксперт. Возрастающее влияние государства на экономику оказывает противоположное действие.
Как и прежде, промышленное производство находится в плачевном состоянии, и такие эксперты, как Дмитрий Афанасьев из адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", недоволен тем, что правительство слишком мало инвестирует в технологии и инновации. Кремлевские фракции создают своих национальных промышленных чемпионов, однако они до сих пор не доказали, что могут осуществлять эффективную экономическую деятельность. Например, газ: государственный монополист "Газпром" принадлежит к трем самым дорогим компаниям в мире, однако не исключено, что концерн вскоре не сможет удовлетворить потребности своей собственной страны.
Зато "Газпром" демонстрирует ненасытную жажду расширять деятельность, не относящуюся к его сфере бизнеса: недавно монополист приобрел популярную бульварную газету "Комсомольская правда". Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) выражают в ежегодном докладе в этой связи "озабоченность", поскольку на фоне подобных тенденций не просматривается стремления реформировать газовый сектор, а во всем мире растет число сомневающихся, будет ли Россия способна в перспективе покрывать потребности в газе и внутри страны, и за ее пределами. "По сравнению с масштабами и значением энергетического сектора для России инвестиции недостаточны", - считает и эксперт EBRD Леманн.
Только в секторе электроэнергетики, для которого уже существует приемлемый проект по реформированию, в будущем году необходимы инвестиции, превышающие 150 млрд долларов: немалая сумма даже для государственного энергетического гиганта. Необходимые средства можно было бы выручить за счет повышения цен для потребителей - однако подобная мера больно бы ударила по карману и подстегнула инфляцию. В этой связи Кремль затягивает с осуществлением необходимых реформ. Похоже, что их реализация начнется только после выборов 2008 года.
Тогда-то Владимир Путин и сможет проявить себя. "Он уйдет в экономику", - считают московские "прорицатели". Возможно, в "Газпром". В концерне, в состав которого входит свыше тысячи дочерних компаний, есть где наводить порядок. Это государство в государстве - как раз то, что надо президенту.
Повышенный риск
Реформы. Во время второго президентского срока Путина реформистский запал в стране заметно поубавился. Путин не может похвастаться значительными успехами, прежде всего, в борьбе с бюрократией. Серия заказных убийств заставляет сомневаться в том, что Путин в действительности является сильным президентом, каким он хочет казаться.
Экономика. Российские компании устремляются на мировой рынок, но, как и прежде, подавляющее большинство из них - это сырьевые концерны. Диверсификация экономики на средний уровень происходит медленно, поскольку в глазах Кремля слияние крупных концернов до "национального чемпиона" - это первоочередная задача. Благодаря нефтедолларам страну охватила покупательская лихорадка. Самым большим вызовом остается реформа энергетического сектора: без потока инвестиций рост может сократиться.
Политика. Хотя Кремль делает все возможное для того, что осуществить наиболее спокойную смену в верхних эшелонах власти, в стране растет неуверенность. Выборы в парламент, предстоящие в 2007 году, смоделированы государством как никогда ранее. Путин хочет создать в стране двухпартийную систему, и независимые кандидаты не должны получить шансов войти в новый парламент. Неуверенность пока не переросла в открытое недовольство: противники Кремля организуют демонстрации, однако большинство россиян стараются держаться подальше от политики.