Зульфия Ахметова стоит в сырой траве и смотрит на природу, эту прекрасную природу, окружающую Боденское озеро, где куда-то между озером, холмами и полями упал с неба труп ее сына Арсена. Такой же тихой летней ночью, как и эта. Ровно год назад. Ее сыну было всего 15 лет, рассказывает Зульфия. Только что прошел небольшой дождь. И когда эта маленькая темноволосая женщина стоит здесь, на холме над Иберлингеном, и смотрит на яблони, на поля и вниз на озеро. Там люди наслаждаются летней беззаботностью, несмотря на легкий дождик, их поджидают кафе-мороженое и байдарки, а на глаза Зульфии Ахметовой наворачиваются слезы.
Год назад, 1 июля 2002 года в 23:35 над Боденским озером столкнулись два самолета. В пассажирском "Ту" находились 49 детей и подростков из российской республики Башкирия и их руководители. Они летели в Испанию. ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам культуры, подарила детям эту поездку за их выдающиеся достижения. "Ту" столкнулся с грузовым самолетом DHL, в котором находились два члена экипажа. В катастрофе никто не выжил, погиб 71 человек.
Ангелика Морат-Мюллер видела это из окна своего дома - она перед тем, как лечь спать, уже в ночной рубашке подошла к окну. "Раздался громкий хлопок, задребезжали стекла, и в небе возник огненный шар", - рассказывает она.
Все, что случилось потом, было ужасно. Мертвые дети среди фруктовых деревьев, части тел на полях. В течение нескольких недель сотни добровольцев участвовали в поисковых работах в Иберлингене и окрестностях. Ангелика Морат-Мюллер рассказывает об одном своем знакомом, который нашел пальчик с колечком. "Только пальчик!" - восклицает она. Другие находили обломки самолетов, детские рюкзаки и игрушки. Ангелика Морат-Мюллер ? мужественная 50-летняя женщина. Она много лет замужем, ее дети уже выросли. У нее светлые волосы и модная короткая стрижка, она сидит за компьютером в турагентстве в Иберлингене. Но когда она говорит о трагедии, у нее по спине пробегают мурашки, а голос срывается.
Этого не должно было случиться. Нельзя, чтобы у людей в Иберлингене перед глазами вставали картины, о которых нельзя вспомнить без ужаса. Как могло получиться, что их маленький красивый городок теперь связан со страшной трагедией! Здесь уже собран урожай вишни, каждый вечер дают концерты, на набережной вдоль озера красиво расставлены пальмы в кадках, туристы ходят босыми ногами по мелководью.
Как могло случиться, что теперь Зульфия Ахметова вместе со 160 другими матерями, отцами, братьями и сестрами из Башкирии стоит на луговой возвышенности над Иберлингеном, где играет траурная музыка? В каком-то городке в стране, о которой Зульфие Ахметовой мало что известно? Она слушает соболезнования на иностранном языке от какого-то премьер-министра. С момента катастрофы уже минул один год, и по этому поводу состоялся вечер памяти с музыкой и венками из цветов. Но всего этого не должно было случиться.
Были исследованы черные ящики с разбившихся самолетов, эксперты изучали обстоятельства катастрофы. Все стало ясно. Швейцарская служба безопасности полетов Skyguide среагировала слишком поздно. Диспетчеры работали в обычном составе, все было как всегда. Тем не менее диспетчер, ответственный за "Ту", дал ему команду на снижение всего за 43 секунды до катастрофы. Таков результат расследования, проведенного Федеральным управлением по расследованию авиационных катастроф из Брауншвейга (BFU). По данным Skyguide, российский пилот выполнил команду с запозданием. Однако даже если бы экипаж сразу же последовал этому приказу, то самолеты все равно оказались бы в опасной близости друг от друга. Кроме того, диспетчер даже не попытался связаться с грузовым самолетом. Ошибку допустил диспетчер.
Конечно, деньги не могут возместить потерю близкого человека. Но если кто-то, будучи адвокатом, специализирующимся на коллективных исках и компенсационных требованиях, слышит по телевизору о катастрофе, он сразу настораживается. Тем более если этого адвоката зовут Михаэль Витти и он уже добился создания фонда по возмещению ущерба лицам, которые привлекались к принудительным работам. Увидев 2 июля 2002 года на экране телевизора репортаж с места катастрофы, самой ужасной авиакатастрофы, случившейся в Германии, он понял, что это дело как раз для него.
В октябре прошлого года Михаэль Витти со своим коллегой и русской переводчицей прилетел в башкирский город Уфу, что на Урале. Он говорил с родителями погибших детей. Хотя в деле хотели участвовать и другие известные адвокаты, представлять интересы потерпевших было доверено Михаэлю Витти. Сейчас 46-летний Витти сидит в своем берлинском офисе. Витти въехал сюда недавно, поэтому офис кажется пока пустым и незаселенным. На рабочем столе ? четыре книги по теме воздушного права, и больше ничего. Книги выглядят как угроза. Деньги не могут заменить погибшего человека. Однако Витти будет за них бороться, за миллионы для родственников покойных.
Платить должна не только швейцарская служба безопасности полетов Skyguide. Федеральное правительство Германии и правительство Швейцарии также должны направить деньги в Башкирию, говорит адвокат. Это обосновано отсутствием межгосударственного договора о правилах пользования воздушным пространством. Уже 40 лет Швейцария контролирует воздушное пространство над Шварцвальдом и Боденским озером, хотя, по идее, это зона немецкой ответственности. "Швейцария не имеет на это никакого права, для этого не имеется никаких законных оснований". Михаэль Витти откидывается в кресле, полностью убежденный в своем юридическом превосходстве. Он получит деньги для Зульфии Ахметовой.
Однако это будет не просто. До сих пор стороны, обвиняемые в происшествии, вели себя крайне сдержанно, когда речь заходила о возмещении ущерба. Исходя из этого, Витти предложил создать фонд. Не только потому, что он имеет опыт создания фондов. Не только потому, что тем самым родственники покойных быстрее получат свои деньги. Еще и потому, что данное дело является политически и экономически взрывоопасным.
Опасность обусловлена отсутствием межгосударственного договора. Поскольку его подписание еще только ожидается, проблемы воздушного движения над Цюрихом до сих пор не урегулированы. В их урегулировании Швейцария заинтересована экономически, а для Германии межгосударственный договор должен гарантировать хорошие отношения с соседней страной. В настоящее время Германия и Швейцария ведут по этому поводу переговоры.
Если сейчас Зульфия Ахметова и другие родственники погибших в авиакатастрофе над Боденским озером каждый сам по себе обратятся в суд с требованием о возмещении ущерба, будет вынесено множество судебных решений. Судам в частности придется принимать решения по вопросам, касающимся воздушного сообщения. Это может иметь печальный исход для Германии и Швейцарии. Тогда они никак не смогут повлиять на содержание договора. Обе страны заинтересованы в том, чтобы суды не слишком копались в этом деле. Витти считает, что созданный им фонд мог бы помочь этому. Адвокат улыбается: "Общественность будет говорить, что стороны помогают бедным людям быстро и без бюрократической волокиты. На самом деле те выпишут чеки, чтобы бедные люди не препятствовали реализации их экономических и политических интересов".
Тем не менее швейцарское правительство девять месяцев не хотело вступать ни в какие переговоры с Витти. Поэтому он в начале июня предусмотрительно подал иск в суд. Неделю назад швейцарское правительство, немецкое министерство транспорта, Skyguide и страховщики поставили свои подписи под проектом договора о создании фонда. Теперь речь идет только о размерах взносов. "Вы должны понять, что мы не можем об этом говорить", - сказал по телефону пресс-секретарь министерства транспорта. "Цифры пока еще закрыты для общественности", - говорят в Skyguide. По слухам, каждая сторона собирается внести по 10 млн долларов.
Однако Витти хочет большего. Он требует по 1,5 млн долларов США за каждого погибшего. В своем требовании он ориентируется на выплаты, осуществленные после других катастроф. Подобные суммы получили родственники погибших в катастрофе в Кавалезе и семьи погибших в результате падения "Конкорда". 1,5 млн долларов ? это огромные деньги для простой государственной служащей Зульфии Ахметовой. Ей в ее родной Башкирии хватило бы и меньшей суммы.
Но Витти в своем новом пустом офисе говорит: "Русские сейчас и в будущем не должны считать себя жертвами второго сорта". Для него в этом случае идет речь о следовании стандартам. Наверное, именно такими категориями и должен мыслить специалист по компенсационным выплатам. А Зульфия Ахметова думает о своем мертвом ребенке. Она стоит в сырой траве у Боденского озера и плачет.