Империя Путина - между НАТО, Китаем и исламом
НАТО стремится распространить свое военное влияние на сговорчивую Украину. На Дальнем Востоке Москва с тревогой смотрит на незаселенные таежные регионы и кипящую жизнь в Китае, что на другом берегу Амура. Тем временем внутри страны с угрожающей скоростью растет численность мусульманского населения, ищущего собственную идентичность в Коране. Петер Шоль-Латур в своей передаче ищет ответа на вопрос: действительно ли Россию со всех сторон, в том числе и изнутри, подстерегают опасности?
Угроза изнутри? В России проживает до 20 млн мусульман
Только в XVIII веке Екатерине II удалось освободить Азовское море от господства крымских татар, исповедовавших ислам. Сегодня татары разбросаны по всей России. Особенно много этих вояк-мусульман в Казани, в столице автономной республики Татарстан, расположенной в среднем течении Волги.
Символично, что казанский Кремль, построенный в 1552 году по приказу Ивана Грозного в честь освобождения православных христиан от уз монголов, и сегодня величественным куполом возвышается под отливающей голубым мечетью.
Модернизированный евроислам
Ужасы чеченской войны не затронули республику Татарстан. Казани и Москве удалось все уладить мирным путем. Местные мусульмане знают, что время работает на них. Сегодня на территории Российской Федерации проживают около 20 млн людей, исповедующих ислам, и их число неуклонно растет, в то время как численность славянского населения страны катастрофически падет.
Соборная мечеть, отстроенная на инвестиции всего мусульманского мира, без сомнений, олицетворяет собой религиозное воскрешение. Однако верующие, которые в результате многовекового сосуществования и смешения с русскими уже практически от них и не отличаются, не признают - по крайней мере, открыто - связь с экстремистами и сторонниками джихада. Их имам даже проповедует своего рода модернизированный евроислам и выступает за то, чтобы дать шанс мирному исламу в Европе.
Радикальные силы наступают?
Относительно современная трактовка Корана в Казани основывается на традиции, получившей название "джадидизм". Истоки этой традиции лежат в XIX веке. Это не мешает мусульманам, составляющим примерно половину населения Татарстана, демонстрировать активное религиозное самосознание. При помощи турецких покровителей, к которым они близки в этническом плане, казанские мусульмане строят мечети в местах проживания российских мусульман, численность которых - 20 млн.
Еще в 1991 году татарские националисты, которые с гордостью оглядываются на 200-летний период порабощения России, требовали независимости для своей республики. При Путине им пришлось немного умерить амбиции и удовлетвориться расплывчатой формулировкой относительно суверенитета. Надежды президента Шаймиева на то, чтобы обратить нефтяные и газовые богатства на благо только своего народа, были разбиты Москвой. Уже поговаривают об активизации радикально настроенных сил исламистов, которые стремятся к территориальному единению с Казахстаном через соседнюю автономную республику Башкортостан.
Связь и зависимость. Китайцы на пути к торговой монополии в Восточной Сибири
В самой восточной части России, в покрытой льдом бухте Охотского моря, расположенной напротив полуострова Камчатка, стоит город Магадан. От Москвы - 10 тыс. км. Когда-то здесь открылись врата ада. Неуклюжий памятник, носящий название "Маски скорби", должен напоминать о многочисленных жертвах сталинского ГУЛАГа.
Золотые прииски на Колыме, которые сегодня оккупировали преимущественно американские компании, и бесконечное строительство магистрали, ведущей в Якутск, стоили жизни десяткам и сотням людей.
Махагони в Сибири
На первый взгляд город Магадан оставляет позитивное впечатление. Однако в действительности эта масса домов, среди которых недавно появился сверкающий золотом православный собор,- место, где развернула свою деятельность мафия и организованная преступность.
Самой сенсационной постройкой в Магадане стало огромное здание, где открылась дискотека под названием "Свалка мусора". Разбогатевшие гангстеры могут позволить себе в этом клубе любую экстравагантную выходку. За бильярдным столом встречаются воры и мошенники. А рядом под музыку выкручиваются молоденькие девушки, одетые донельзя бедно. Волей-неволей на ум приходит сравнение с городом Махагони, который однажды описал Бертольд Брехт.
Совершенно неожиданным кажется то, что здесь есть католическая церковь. Верующих немного, в основном польского происхождения. Бойкий священник из США принадлежит к обществу Святого Чарльза де Фуко. Не исключено, что этого симпатичного служителя церкви когда-нибудь будут подозревать в работе на ЦРУ.
Инстинктивный страх
Китайцы готовы развернуть активную деятельность в этом арктическом регионе, но только в качестве торговцев на безграничном китайском рынке. Здесь предлагаются лишь третьесортные товары, но российские покупатели штурмуют палатки торговцев. Китай собирается покрыть потребительские потребности российского населения, проживающего между озером Байкал и Камчаткой. Конечной целью является торговая монополия.
Это, несомненно, создает зависимость, но в то же время укрепляет связи. В данном случае речь не идет о массированной иммиграции китайского населения в этот ледяной регион. Но в душах русских, проживающих здесь, сидит инстинктивный страх. Желтая капля, считают здесь, однажды может стать желтым морем.
Машина за 3 тысячи евро
Конечно, во Владивостоке тоже есть свой китайский рынок, на котором можно встретить всякую безвкусицу. Китайские продавцы связаны достаточно строгими правилами пребывания на территории России. Но все можно подкорректировать с помощью взяток. На улицах города, все еще носящего следы архитектуры эпохи царей, азиатских лиц встречается меньше, чем в некоторых городах Европы.
На одной из стоянок стоят подержанные японские автомобили. В этом секторе Токио, а не Пекин, является самым важным партнером. За 3 тысячи евро, что составляет в среднем 70% среднегодового заработка, здесь можно купить вполне приличную машину марки Honda или Toyota не старше двух лет. Конечно, и этот бизнес находится в руках преступных группировок, которые даже не считают нужным скрывать свою деятельность.
Сырье в обмен на товары. Новый уровень солидарности русских и китайцев
Через реку Уссури, естественную границу с Китаем, ожидается массовое переселение китайцев, желтый потоп, как это уже окрестило местное население. Называют цифру в 3,5 млн человек. В городе у границы с названием Пограничный на самом деле царит суматоха.
Правда, среди людей, толпящихся у пограничного перехода, китайцев с их товарами как раз меньшинство. В основном это русские, которые отправляются в соседний город Суй Фэнь Хэ и тащат на себе обратно огромные полосатые тюки, набитые китайским барахлом. Продавая все это, они зарабатывают на пропитание. Эта сцена говорит о многом, а особенно о том, что касается отношений между двумя в прошлом коммунистическими соседями.
Торговые залы для российских покупателей
На китайской стороне, в Суй Фэнь Хэ, городская администрация демонстрирует планы по строительству международного выставочного и торгового центра, который будет отвечать российским потребностям в комфорте и китайскому стремлению получить прибыль. Между сверхсовременными торговыми офисами, зонами отдыха и спортивными сооружениями предусматривается даже строительство 5-звездочной гостиницы.
Открытие границы, которое здесь состоится, означает начало новых, более доверительных отношений. Уже сегодня торгово-деловой центр в Суй Фэнь Хэ обрел ясные очертания, и идея авторов проекта поражает своей современностью - бедность домов, расположенных вокруг, остается в тени. Рядом располагаются огромные торговые павильоны, рассчитанные на российских покупателей. В здании вокзала, с которого отправляется поезд до Пограничного, снова видна гора полосатых тюков. Что касается российских поставок, то их содержимое легко узнать по грузовым вагонам, в которых в Китай переправляется российская древесина. Сырье в обмен на товары - так звучит выгодный для обеих сторон рецепт.
Перегнать Америку
В Манчжурии разница в развитии более очевидна. В то время как в России бесхозными остаются сотни гектаров степи, в китайской северо-восточной провинции используется каждый клочок плодородной земли. В это время года до горизонта растянулись многочисленные борозды посевов, хотя, по оценкам официального Пекина, эта провинция относится к самым слаборазвитым областям Китая.
В Шэньяне, столице провинции Ляонин, полным ходом развернулось так называемое китайское экономическое чудо. Только в этой сравнительно небольшой провинции живет 42 млн китайцев, в то время как российский дальневосточный регион Приморье с трудом насчитывает 7 млн. В Шэньяне, который в начале века носил название Мукден, не стесняются сравнивать себя с городами Америки. Говорят даже о том, что скоро Китай и вовсе перегонит Америку. Китайцы не страдают от комплекса неполноценности по отношению к сверхдержаве.
Расслабленное спокойствие
Город Далянь имеет особенное значение. В непосредственной близости с ним располагается бывшая российская крепость Порт-Артур. Далянь стал опорной точкой тихоокеанской стратегии Пекина и его морских амбиций. Несмотря на то что в этом городе в атмосфере строжайшей секретности строятся планы на военное будущее Китая, на потенциальное противодействие (больше Америке, чем ослабленной России), город больше напоминает веселую беззаботную ярмарку. Появляется ощущение, будто находишься в Диснейленде. Ночью портовый город вспыхивает миллионами огней. Здесь кажется, что все проблемы и страхи, связанные с мировой политикой, остались где-то далеко.
Китайцы и русские решили избегать любой формы конфронтации. Об этом свидетельствует ошеломляющая инсценировка. Вооруженные силы обоих государств проводят совместные военные учения, сводные российские и китайские флотилии кружат вокруг полуострова Шаньдун. Эти учения демонстрируют Америке и Японии, что не стоит недооценивать военно-морского потенциала обеих стран. Москва и Пекин дали Америке однозначно понять, что в связи с активным стремлением НАТО закрепиться к Западу от России, с одной стороны, и напряженной ситуации в окрестностях острова Тайвань, с другой, они не позволят втянуть себя в войну на два фронта. Китайцы и русские заявили о своей солидарности, которая казалась невозможной во времена Мао Цзе Дуна, постоянно предостерегавшего от российских медведей.