Вчера "Роснефть" заявила, что приобрела московскую штаб-квартиру ЮКОСа и другие активы у "Прана", компании с загадочными до сих пор владельцами. Сделка, сумма которой не разглашается, положила конец странному эпилогу банкротства нефтяной компании Михаила Ходорковского.
Государственная нефтяная компания объявила, что завершила покупку московского офисного здания и других активов, включая торговую фирму "ЮКОС-М", которая, как говорится, имеет "значительный оборот капитала", резервы и права по контрактам, однако "Роснефть" отказалась сообщить, сколько она заплатила, в связи с подготовкой к публикации своих финансовых показателей.
"Роснефть" также объявила, что помещает 50% доли в "Томскнефти", сибирской нефтедобывающей компании, полученной ею на распродаже активов ЮКОСа, в государственный "Внешторгбанк" с целью снижения суммы своего долга.
Эти сделки были заключены на фоне того, что "Роснефть" пытается подвести черту под установлением контроля над ЮКОСом в ходе процесса банкротства, который владельцы ЮКОСа заклеймили как кражу.
Демонтаж ЮКОСа в связи с налоговыми претензиями на сумму 33 млрд долларов помог превратить "Роснефть" в российского производителя номер один. Покупка компанией "Прана" в мае последнего пакета активов ЮКОСа за 4 млрд долларов ошеломила Москву.
Эта сумма была почти в пять раз больше начальной цены за лот, который, на первый взгляд, включал только офисное здание, которое аналитики оценивали не более чем в 300 млн долларов.
Высокая цена, похоже, бросила тень на весь процесс банкротства, потому что она взвинтила сумму, собранную в ходе процесса, до 824 млрд рублей (32,1 млрд долларов), что значительно больше, чем долги компании. Это еще больше разожгло возмущение акционеров ЮКОСа, которые настаивают, что распродажа активов была мошенничеством.
Однако сразу же после продажи управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун объявил, что нашел еще 17,4 млрд в претензиях кредиторов.
Ребгун рассказал в интервью, что торговая фирма, которая также была продана в составе лота, вероятно, содержала ценные долги и другие аспекты, которые не разглашались до продажи.
Эта сделка также стала отголоском покупки "Роснефтью" пакета активов, включая заправочные станции в Южной России, у малоизвестной фирмы "Юнитекс" по цене, превышающей то, что за него заплатила на аукционе "Юнитекс", почти на 20%.
Хозяева "Юнитекс" не разглашаются.