Соседи России не поддаются на лесть и угрозы, утверждает The New York Times. "Весь год, несмотря на спазмы в своей собственной экономике, Москва предназначала крупные денежные суммы для своих обнищавших соседей по постсоветскому пространству, стараясь заручиться их преданностью в долгосрочном масштабе и обуздать западное влияние в регионе", - повествует корреспондент Эллен Барри.
Но у соседей другие замыслы, отмечает издание. Белоруссия открыто взбунтовалась против Кремля - подчеркивает, что предпочитает Европу, и берет займы у МВФ. Узбекистан вслед за Белоруссией отказался подписать соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования, которые Москва хочет в итоге сделать противовесом НАТО. Самым ярким примером издание считает тот факт, что на прошлой неделе Киргизия передумала изгонять американских военных с авиабазы "Манас". "На постсоветском пространстве появилась новая азартная игра "Кто круче кинет Кремль?" - прокомментировал новейшие события военный аналитик Александр Гольц.
Для России восстановление ее влияния в бывших республиках СССР - одна из важнейших задач, отмечает издание, напоминая, что из-за соперничества за Грузию и Украину сильно испортились российско-американские отношения. Но Россия не блистает умением привлекать соседей на свою сторону и удерживать их там: Кремль действует грубо, сочетая стимулы типа дешевых энергоносителей и материальной помощи с угрозами вроде торговых санкций и отключения газа, пишет автор.
После российско-грузинской войны бывшие республики СССР еще активнее защищают свой суверенитет, а их лидеры извлекают выгоду, сталкивая Россию лбами с Западом и порой с Китаем, хотя стабильности и процветания такая политика не приносит, утверждает издание. "Иначе говоря, в так называемой зоне привилегированных интересов Москвы Россия - всего лишь один из нескольких конкурентов", - подытоживает автор. Между тем у России нет внятной стратегии завоевания поддержки в соседних странах. По мнению автора, проблема в том, что российские "пряники" не кажутся соседям очень уж соблазнительными. Москве необходимы другие средства помимо денежных переводов. "Любовь, купленная за деньги, ненадежна", - пояснил политолог Алексей Мухин.